СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]




Rambler's Top100

Униженные и оскорбленные

Зинн Г. Народная история США: с 1492 года до наших дней / Пер. с англ. – М.: Весь мир, 2006. – 880 с. 2000 экз. (Национальная история) ISBN 5-7777-0237-6

Говард Зинн – редкая птица. Классик американского исторического ревизионизма. Ну, собственно, не только американского: исторический ревизионизм всегда и во всем мире одинаков и сводится к тому, что Власти, Темные силы, Мировая Закулиса и пр. и пр. скрывают от народа истинную правду. Правда, конечно, у всех своя.

Для Зинна и его последователей история сводится к летописи великой борьбы между угнетателями и угнетаемыми, причем угнетаемые всегда правы, ибо страдают, а угнетатели всегда воплощают собой мировое зло. Соответственно, и история США сводится к геноциду индейцев, рабовладению, угнетению бедных фермеров и женщин, страданиям рабочего класса под игом капитализма – и, соответственно, к героической борьбе притесняемых меньшинств… В общем, последнее слово левацкой, мультикультурной и антиимпериалистической историографии – так характеризует сей труд журнал «Publisher’s Weekly». Впервые книга вышла в свет в 1980 году. С тех пор рамки мультикультурализма и политкорректности значительно расширились, а потому в последнем издании читатель найдет страницы героической борьбы за свои права гомосексуалистов и нелегальных иммигрантов…

Метод Зинна чрезвычайно прост, если его вообще можно считать методом: в огромный том включены все, сколько-нибудь заметные эпизоды насилия и преступлений власть имущих и все заметные протесты и бунты. В итоге марш гомосексуалистов на Манхэттене 1994 года, забастовка прачек в Трое в 1869 и, скажем, бомбардировки Дрездена и Токио (которые Зинн считает актом бессмысленной жестокости) оказываются явлениями одного порядка. Вообще, позицию Зинна вполне характеризует его отношение ко Второй мировой войне: «Гитлеровская Германия насаждала тоталитаризм, расизм, милитаризм и использовала крайне агрессивные методы ведения военных действий, превосходившие по своей жестокости весь прежний опыт не очень-то щепетильного мира. Но представляли ли собой участвовавшие во Второй мировой войне государства: Англия, Соединенные Штаты и Советский Союз – нечто существенно другое, позволявшее ожидать, что в случае их победы будет нанесен удар по империализму, расизму, тоталитаризму и милитаризму?» Соответственно, истинными героями этой войны становятся отказники. Зинн с сожалением, смешанным с гордостью, пишет: «Из 10 млн. призывников Второй мировой войны лишь 43 тыс. отказались взять в руки оружие… Из каждых шести заключенных федеральных тюрем один человек был отказником по убеждению». И с явным сочувствием цитирует опубликованную в 1945 году статью «французского рабочего-философа Симоны Вайль»: «…Нашим главным противником всегда остается Аппарат: бюрократия, подлиция, военные. Наш подлинный враг – не тот, кто находится по другую сторону границы или поля битвы, а тот, кто объявляет себя нашим защитником и превращает нас в своих рабов».

Взгляды Зина довольно легко объяснить: впечатлительный юноша, в годы Второй мировой войны служивший в бомбардировочной авиации и бомбивший города противника, просто выполняя приказ, без чувства справедливого возмездия или праведного гнева, которое, несомненно, владело советскими или британскими летчиками, взялся изучать историю. А история, знаете ли, когда ее начинаешь изучать всерьез, всегда ошарашивает, ее колеса действительно смазаны человеческой кровью. И эти кровавые, мрачные, устрашающие подробности в первый момент и начинают казаться истинным ее содержанием. Преодолеть это первое впечатление невероятно трудно – и Зинн, вероятно, остался в его власти навсегда.

Полемизировать с его книгой, как и с любым собранием фактов, трудно: факты имели место. Но далеко не только эти факты. Наверно, европейцам лучше было бы вовсе не приплывать в Америку: тогда и индейские племена, и европейские народы успешно продолжали бы заниматься самоистреблением – чем они и занимались на протяжении XV – XVI веков, до начала активной колонизации Северной Америки. Наверно, лучше бы никогда не доводить дело до войны. Наверно, лучше было бы обойтись без государства, а жить на основе соседской взаимопомощи… Ненавистники Америки и человечества вообще найдут у Зина множество подтверждений своей правоты. Тех, кто знает об истории лишь из школьного курса, книга шокирует. Те же, кто действительно знает историю, тяжко вздохнут и скажут: да, таков человек.

Главная претензия к Зину, однако, состоит в том, что история его вовсе не «народная». Народ здесь – объект манипуляций, а вовсе не субъект ее, истинные чувства и ценности американцев автора нисколько не волнуют. «Жажда наживы» - и все, вопрос решен. Внимания заслуживают лишь те, кого угнетают, точнее, те из них, кто осмеливается бунтовать. И вот гнусные испанцы уничтожают добрых, робких и беззащитных индейцев, потом гонимые и преследуемые белые поселенцы теснят все тех же благородных, смелых индейцев, потом американцы теснят и угнетают забитых, робких и беззащитных мексиканцев, потомков тех самых гнусных испанцев, а завоевавшие свои права белые рабочие травят несчастных забитых чернокожих и латиносов (тут где-то в промежутке должны быть ирландцы, как без них?), а потом все вместе – геев и лесбиянок… Как это при таком раскладе США умудрились сделаться сверхдержавой?