СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]





  • Карлос Руис Сафон
  • Вавилонская библиотека Борхеса
  • Библиотека Умберто Эко из романа "Имя Розы"
  • Rambler's Top100

    Сафон К.Р. Тень ветра /Пер. с исп. М.Смирновой и В.Темнова. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006. - 656 с. 5000 экз. (п) ISBN 5-353-02532-6 (978-5-353-02532-0)

    Только не думайте, что это похоже на Дэна Брауна. Пусть эту книгу рекламируют и продают как какого-нибудь Дэна Брауна, пусть это - вне всякого сомнения - тщательно продуманный проект, включающий и официальный сайт книги, и игру по ее мотивам... Пусть - все это не умаляет главного: книга хорошо написана. В Испании все еще всерьез относятся к литературе.

    Завязка проста. Юного Даниэля, которому вот-вот исполнится 11 лет, отец-букинист приводит в некое "заповедное место", о котором никому нельзя рассказывать - на Кладбище забытых книг. В "строении, напоминавшем развалины заброшенного дворца", обнаруживается библиотека - самая странная из всех библиотек. Сюда, в этот лабиринт полок с проходами, мостиками и ступенями книги попадают тогда, когда предаются забвению. Здесь "затерявшиеся во времени страницы обретают вечную жизнь" - и лишь хранители нарушают их покой. И каждый, "кто приходит сюда в первый раз, должен выбрать одну-единственную" и отвечать за то, чтобы она жила вечно. Даниэль делает свой выбор: неведомый автор, неведомая книга. Хулиан Каракс. "Тень ветра". Роман причудливый, странный, гипнотический.

    Даниэль взрослеет, становится совладельцем книжной лавки отца, но им владеет одна мысль - узнать хоть что-то об авторе романа. В самом деле, почему ничего не известно об авторе сравнительно новой книги и почему сохранились лишь считанные экземпляры? С трудом Даниэлю удается разыскать скудные сведения - и обнаруживается, что кто-то разыскивает ве экземпляры "Тени ветра" с тем, чтобы предать их огню. Зачем - неведомо. Этот "некто" в кожаной маске, скрывающей лицо, до ужаса напоминает одного из персонажей книги - быть может, самого Дьявола. Между тем, Даниэль дарит таинственную книгу своей первой любви - слепой Кларе, дочери известного букиниста. И тем самым ставит ее под удар. Более того, выясняется, что под ударом - все, к кому Даниэль обращается в поисках сведений об авторе таинственной книги. А еще юноша замечает явное внимание наглой и жестокой франкистской полиции, которая следит буквально за каждым его шагом...

    Поклонники триллеров, уже ожидающие, что вот сейчас будет гора трупов, будут, однако, разочарованы: главная и самая протяженная часть повествования - мрачный детектив, причем мрачность ему придают мелочи жизи франкистской Испании. История резко замедляется, детектив на глазах превращается в макабрическую любовную историю, с домом с приведениями, где запах тлена и склеп с гробом юной девушки...

    Конечно, завзятые книгочеи сразу заметят всякие разные крючки и крючочки, которыми автор цепляет простодушных поклонников жанра неясного и нерешенного. Для искушенного чтение подобно путешествию по библиотеке, по которой прогуливались и Борхес (пожалуй, весь причудливый сюжет книги в некотором смысле есть попытка вписать умозрения аргентинского гения в реалии франкистской Испании), и Эко, и даже Стивен Кинг. Неискушенный же читатель прочтет эту книгу как крепкий триллер.

    В самой идее Кладбища забытых книг нет ничего необыкновенного - как нет ничего необычного в его устройстве. Все мы, продвинутые книгочеи (я так думаю, к этой категории можно отнести всех, у кого в доме около двух тысяч "несерийных" книг, и 10 процентов из них - редкие) знаем это место: оно является нам в снах. Нам снится, что мы приходим куда-то и среди множества книг вдруг видим ту, что искали долгие годы. Мы листаем ее, начинаем читать - и она захватывает нас без остатка. Вот только наутро мы не можем вспомнить, о чем она... Что же до реальных прототипов такого "Кладбища...", то загляните в любую не слишком публичную библиотеку. Скажем, в библиотеку какого-нибудь музея. Но, конечно, в готическом антураже Барселоны такое место выглядит куда круче.

    На самом деле Сафон написал триллер о том, что происходит с человеком в процессе чтения. О том, что на самом деле чтение - вовсе не способ развлечься и провести время. О том, что читать бывает страшно и мучительно больно, что книги перекраивают людей на свой лад и подчас калечат жизни им и их близким. У книг - страшная власть над людьми, даже над теми, кто вовсе читать не умеет.

    Но в романе Сафона есть и еще один герой - это застывшая в безвременьи диктатуры средневековая Барселона. Люди книги - писатели, издатели, книготорговцы - немыслимы без Города, он - условие их существования, и Сафон погружает нас в полупризрачный "внутренний город", сплетенный из обрывков снов и видений, забытых хроник и писем, где в каждом старинном доме - скелеты не только в шкафу, но и в укрытых в подвалах фамильных склепах. Где люди предпочитают держать язык за зубами, мертвецы - прикидываться живыми, а живые - мертвыми. Самое интересное, что все повествование прочно скреплено поведневностью франкистской Испании, в некотором смысле это книга о приключениях духа в авторитарной державе, и русскому читателю этот план повествования внятен вполне. Читайте, наслаждайтесь - но помните: книги иногда заводят людей слишком далеко, и вообще - мы есть то, что мы читаем.