СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]




Rambler's Top100

Люди перед пропастью

Уилсон Р. Спин / пер. с англ. Ю. Балаяна. М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2010. - 573 с.

Ключ к этой печальной и тонкой книге - строфа Тютчева из стихотворения "Святая ночь", которую Роберт Уилсон цитирует в одном из важных эпизодов:

И как видение, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен, и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной...

И в самом деле, что делать, если внешний мир ушел? Что делать, если некто или нечто лишит нас звездного неба над головой? Уилсон ставит хитрый психологический эксперимент: каково будет человечеству, если всех жителей Земли обратить в подобие олимпийских богов - практически бессмертных, но конечных перед лицом Хаоса и покорных неумолимому Року? Маленькая деталь - долгое время никто из живущих об этом и не догадывается.

По жанру "Спин" следовало бы отнести к "строгой" научной фантастике, в которой есть ученые, политики, машины, много специальных терминов, но никаких драконов. Фактически же "Спин" - религиозно-философское размышление о бренности бытия и искусстве умирать. Религиозное - не значит христианское; Уилсон вообще критически настроен относительно любых конфессий. Но в книге его присутствуют незримые и непостижимые силы, властвующие во Вселенной и благосклонные к человечеству и, вероятно, к разуму вообще. Иныче говоря, Вселенная в этой книге осмысленна и добра. Зло же происходит по незнанию, неразумию и нежеланию приобщиться к истине. Истина здесь - реальное положение вещей, сложившееся после того, как нечто закрыло от землян звездное небо некой полупроницаемой оболочкой и практически остановило время (это явление и получило название "спин"). Точнее, время замедлилось в чудовищной пропорции: одна секунда на поверхности Земли стала равна трем с половиной годам за ее пределами. Потому что космос не закрыт - космические корабли способны покидать планету.

Собственно, герои книги так не узнают, ускорилась ли Вселенная, или замедлилось собственное время Земли - зато прекрасно понимают, что им предстоит быть свидетелями конца времен: ибо когда-то и Солнце выгорит полностью, испепелив и поглотив перед этим Землю, и звезды рассыпятся в прах...

А на Земле все идет, как всегда - политические дрязги, выборы, гонка за деньгами, склоки между государствами, этнические и религиозные конфликты. И, конечно, любовь, семейные драмы, поиски своего места в жизни... Только конец света ожидается уже при жизни последнего поколения.

Разумеется, в "строгой" научной фантастике в центре сюжета должен быть ученый. Иногда - безумный ученый. Уилсон и здесь оригинален - ученый, вокруг которого все вертится, в книге есть, но это - смертельно больной ученый. Современная медицина способна продлить ему жизнь и облегчить страдания, но в итоге болезнь берет свое. Более того, никакого великого открытия Джейсон Лоутон не совершает. В духе новейших веяний, он - всего лишь менеджер от науки, человек, придумавший, как использовать сложившуюся ситуацию для получения знаний о Вселенной. Джейсон не научную проблему решает, каждая из которых, по существу, лишь частная задача, - он дает человечеству смысл бытия - и умудряется убедить в этом сильных мира сего. Не без толики денег, сколоченных его отцом на телекоммуникациях и позволивших тому сделаться своим человеком в коридорах власти. Главным итогом бешеной, отчаянной активности Джейсона становится превращение Марса в планету земного типа - и на ней развивается самостоятельная цивилизация. По земным меркам - за считанные месяцы, но за пределами планеты проходят сотни тысяч лет... И вот уже первый марсианин прибывает на Землю.

Все это мы видем глазами Тайлера Дюпре, друга детства Джейсона, ставшего впоследствии его личным врачом. Здесь Уилсон прививает своей фантастической саге схему старинного романа: большое поместье, крепкий хозяин-самодур (Лоутон-старший), его рано поблекшая супруга, ищущая забвения в алкоголе и вечеринках, прекрасные дети - Джейсон и его сестра Диана, в которую безнадежно влюблен - сначала по-детски, а потом и по-взрослому - Тайлер Дюпре, сын экономки... Перед читателем разворачиваются последние тридцать лет жизни Тайлера - в его не всегда четких воспоминаниях, - с того самого дня, когда Тайлер, Джейсон и Диана увидели, как в ночном небе вспыхнули и погасли звезды... Эта линия книги совершенно реалистична (надо заметить, что все действие разворачивается в наши дни) и, в общем, являет собой психологическое исследование "последнего поколения", прообраз которого явно видится в реальном "поколении 1968 года". Во всяком случае, религиозные искания Дианы, мечущейся от одной радикальной секты к другой и в конечном счете связавшей свою судьбу с маргиналом Саймоном, писаны словно с натуры.

Уилсон, однако, добавляет в свой магический состав еще одну компоненту - медицинский триллер. Мало того, что Джейсон болен неким фантастическим вариантом рассеянного склероза, так автор запускает в наш мир еще и смертельно опасную болезнь, переносчиком которой становится крупный рогатый скот. Болезнь эта поражает Диану - ибо члены ее секты во исполнение библейского пророчества (толкуемого ими буквально) вознамерились вывести красную телицу, которая, согласно Книге Чисел, рождена будет в конце времен, и после, когда солнце пожрет телицу, испепелив ее,пепел развеется по всей земле и очистит мир от смерти... Болезнь Дианы смертельна - но есть исцеление, и его могут дать особые марсианские медикаменты. Процесс исцеления долог и адски мучителен - но итогом становится фактически новая жизнь. Только зачем она, если весь мир стремительно идет к концу? По счастью, таинственные хранители Земли оставляют человечеству - а заодно и Тайлеру и Диане - шанс.

Открытый финал был бы прекрасен, но есть и сиквел, пока что на русский язык не переведенный. Известно также, что Уилсон работает и над третьей книгой цикла. По правде говоря, это внушает некоторые опасения - уж сколько мы видели неплохих книг, волею авторов и издателей (и читателей, конечно, которые мечтают о бесконечных историях) обратившихся в какую-то дурную бесконечность... Впрочем, хочется верить в хорошее: в конце концов, недаром же Стивен Кинг назвал Уилсона "возможно, лучшим из ныне живущих писателей-фантастов"

©Петр Дейниченко
"Читаем вместе"