СЛОВОСФЕРА: книги

Нонконформизм массового производства

Уорхол Э., Хэкетт П. ПОПизм: Уорхоловские 60-е. СПб.: Амфора, 2009. - 350 с.


Отрывок из книги "ПОПизм" на сайте Lookatme

Каков он, Энди Уорхол, художник и «властитель дум», один из отцов поп-арта и в какой-то мере всего «актуального искусства»? Известно, что цены на его картины только растут. Но они на всё растут, о чем неустанно пекутся дельцы художественного рынка. Снимал некое известное сегодня единицам авангардное кино – сделать его массово-популярным не удалось и не удастся, видимо, уже никому. Однако вклад Уорхола в мифологию «актуального искусства» огромен: во многом благодаря его личной харизме общество утвердилось в идее о том, что такое искусство имеет неподдельную художественную ценность. Но мало ли странностей в общественном сознании?

Собственно говоря, это первый широкоизвестный художник, почти не работавший в живописи. Сделавшие ему имя произведения, висящие ныне в Метрополитене и стоящие миллионы – это шелкография, раскрашенные отпечатки с увеличенных фотоснимков. Чтобы ответить на вопрос "а умел ли этот художник рисовать?", нужно основательно покопаться в Интернете – там обнаруживаются его ранние рисунки и полотна, довольно милые, кстати. Энди Уорхол. Портрет ЛенинаИз автобиографии становиться ясно, что за славой живописца Уорхол с самого начала не гонялся. В его глазах живопись как жанр отжила свое, и гораздо перспективнее было поработать в более социально-ориентированных направлениях – хотя бы рекламе. Правда, позже он обнаружил, что славы рекламного художника ему мало. Плотное общение с арт-дилерами и галеристами навело его на идею нового искусства, рассчитанного на широкую аудиторию и простого в производстве. Выставляться только в лучших галереях, дорого продаваться и очаровать масс-медиа – непременные условия. Прозябать в подвалах и на окраинах он с самого начала не собирался. И конечно, играть на пристрастиях широкой публики, на том, что ей знакомо, что ее волнует. Знаменитый уорхоловский "Суп 'Campbell'" все помнят (так же, как и его "Мэрилин Монро"), а вот "Ленина" у нас не все знают. Между прочим, неплох.

Так родился поп-арт, скорее не искусство, а действо, которое невозможно представить вне четко локализованной нью-йоркской художественной тусовки. Новый образ жизни, вырвавшийся за рамки традиционного американского уклада и бытовавших доныне богем. Ни Голливуд, ни Сан-Франциско таким похвастать не могли. В поисках передового веселья все ринулись в Нью-Йорк. Ночные клубы, бесконечные вечеринки, разгул новой музыки, сумасшедшая новая мода, хэппининги, знаменитости, свободная любовь. Выдержать бессонный праздник было нелегко, алкоголь уступил роль стимулятора не запрещенным пока наркотикам. Повезло тем, кому, вроде Уорхола, удалось не подсесть серьезно. Их ждала слава при жизни, не "пятнадцать минут", а гораздо больше. Для других праздник завершился слишком быстро...

Но и исторически этот всплеск свободы и веселья оказался коротким – автор подчеркивает, что, строго говоря, длился он с 1965-го по 1967 год, 64-й был еще подготовкой, а в 68-ом общественные настроения резко свернули в политику. В этом году убили Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди, а сам художник едва выжил после того, как в него стреляли в упор...

В мире словно что-то сломалось и пошло не так. Конец десятилетия видится Уорхолу непонятным и скучным. Некоторые друзья даже завязали с наркотиками. "Блеск ушел".

Мнение художника о 70-х осталось за пределами книги. А жаль. При чтении постепенно проникаешься нетривиальным уорхоловским взглядом на вещи, видишь, что во многом он был даже прав. А некоторую эмоциональную тормознутость искупает его ехидный ум: "Там, в Голливуде, я много думал о том, как по-идиотски, нелепо в кино показывают секс. В конце концов, в ранних фильмах были и секс, и обнаженка – к примеру, Хеди Ламар в "Экстазе", – но потом сообразили, что впустую растрачивают отличную приманку и лучше ее приберечь на черный день. Ну, раз лет эдак в десять показывать какую-нибудь новую часть тела или произносить новое ругательство и годами подтягивать кассу, вместо того чтобы сдать всё и сразу. Но тут посыпались европейские картины и андерграудное кино и давай срывать планы Голливуда. Те еще лет двадцать бы протянули до полной обнаженки, дюйм за дюймом приоткрывая плоть. Та что они начали эти разговоры "о защите общественной морали", хотя на самом деле просто переживали, что их завалят сплошными голыми телами, пока они подсчитывают доход от затяжного стриптиза".

Об образе жизни почитать всегда интересно. Увидеть, настолько комичными и трагичными были та нью-йоркская тусовка и ее фигуранты. В начале 60-х абстрактный экспрессионизм отжил свое, новые люди позиционировали себя иначе: «Если работы получались холодными и безличными, я испытывал наибольшее удовлетворение». Вот они, добродетели художника тех времен: эмоциональная отстраненность, эгоизм и превыше всего – любовь к деньгам. Некоторые страницы настоящий праздник фетишиста, сплошной хоровод тряпочек и фенечек: «Как и многие тогда, она носила с собой несколько смен одежды… и Джейсон заметил у нее в сумке черное диско-платье среди сережек и туши для ресниц». Кажется, Уорхолу на роду было написано умение удовлетворить всех: в автобиографии чего только нет, сплетни, интриги, тьма народу и очень любопытные наблюдения: «Все становилось по-настоящему сложным, пришло время свободной любви и бисексуальности, и ревновать больше не полагалось, так что разговоры между двумя людьми, занимавшимися сексом с кем-то третьим, всегда начинались в такой спокойной и беспристрастной, безличной манере, но заканчивались неизменно тем, что этого третьего не могли поделить. Так из многих романов ушла загадка, зато добавилось комедии».


©Петр Дейниченко;
Валентина Дейниченко
Опубликовано в журнале "Читаем вместе"

[Все книги]
[Главная]
[Тексты]
[Блог]


Отзывы о книге на LiveLib.ru
Энди Уорхол: об авторе [Ru]
Семейный альбом Энди Уорхола
...и еще одна биография [En]
Ревущие шестидесятые

  • Курлански М. 1968. Год, который потряс мир. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2008.
  • Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу. М.: Добрая книга, 2007.

  • 1968 и контркультура
    Контакты:
    slovosferadmn@gmail.com



    Rambler's Top100