СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]



Обложка1



Обложка2

  • Викинги
  • Скандинавия в средние века
  • Набеги викингов
  • Англы
  • Даны
  • Варяги и Русь
  • Rambler's Top100

    Блеск северных мечей

    Хлевов А.А. Предвестники викингов. - СПб.: Евразия, 2002. 336 с., 1500 экз. (Пилигрим)
    ISBN 5-8071-0106
    Сойер П. Эпоха викингов. Пер. с англ. Санина А.П. - СПб.: Евразия, 2002. 352 с., 1500 экз. (Clio expansiva)
    ISBN 5-8071-0104-9

    Их звали божьей карой. «Они уничтожают, они грабят, они истребляют, они жгут, они опустошают, зловещая когорта, губительная фаланга, жестокое полчище», - так описывает норманнов Аббон в поэме об осаде Парижа в 885-886 гг. Такими спустя почти тысячу лет помним мы викингов. Точнее, норманнов или варягов, как звали их на Руси. У нас, кстати, они жгли не больше, чем древние славяне… А слово «викинг» означает просто «морской поход за добычей».

    Разобраться, где поэтический вымысел, где – политический заказ, а где – истина попытался английский ученый Питер Сойер.

    Книга Сойера - безусловно, классика, знать ее необходимо всякому, кто всерьез интересуется вопросом. Но читать очень скучно. Достаточно сравнить ее с не менее классической книгой А. Гуревича «Походы викингов», написанной в том же 1966 году (в 1999 она была переиздана в первом томе «Избранных трудов» ученого под заголовком «Викинги»). Гуревич пишет о том же, что и Сойер, но его викинги - живые люди, а не «часть сложного процесса»...

    Словом, у Сойера - строгость и еще раз строгость, осмотрительность и осторожность - никакой свободы воображению автор не дает, и, кажется, лишь раз позволяет себе расслабиться, подробно описывая реконструкцию корабля викингов. Впрочем, и тут он только следует за норвежцем Магнусом Андерсеном, в 1893 году восстановившим ладью викингов и за месяц переплывшим на ней Атлантический океан, и шведским ученым Харальдом Акерлундом. И тот, и другой руководствовались данными археологических раскопок - как известно, в 1881 году крупный корабль викингов был найден в Норвегии почти в полной сохранности (он был погребен под курганом из голубой глины, и в буквальном смысле избежал тления).

    С тех пор, как Сойер писал свою книгу, прошло почти сорок лет. Однако причины стремления норманнов к югу, к захвату европейских городов остаются неясными Золото, конечно, манило, но клады свои скандинавы хоронили в море или болоте… Очевидно, искать надо где-то в глубинах истории северных стран.

    Изучать этот период нелегко - с легкой руки авторов фэнтэзи, история северной Европы сегодня сама превратилась в миф, сбивающий с толку даже опытного ученого. Саги и эпос, сохранившиеся на Севере, по сравнению с другими народами Европы, в удивительной сохранности - настоящий клад для историка и писателя. Но, как всякий подлинный клад, они таят в себе опасность. Хлевов, – а в книге анализируются археологические свидетельства, данные эпоса, руны, - одновременно оригинален и осторожен в обращении с источниками. Он обнаруживает, что к концу первого тысячелетия нашей эры в Северной Европе «формируется локальная цивилизация». Расцвет ее приходится на вендельскую эпоху (в Западной Европе ее принято называть Меровингским временем). Вывод парадоксален - именно в Скандинавии (и, говоря шире, в германском племенном мире) сформировались многие черты, которые принято называть собственно европейскими и вести от Рима и Греции. Предприимчивость, стихийный демократизм, мобильность. Что ушло – так это вера в судьбу, в обреченность мира на гибель, понимание судьбы как долга без надежды, глубоко чуждое христианскому миропониманию. В блестящей северной цивилизации, растратившей себя в героических, но, по существу, бессмысленных походах, ученый видит некий урок: сегодня нам необходим «анализ взгляда, которым смотрит культура, претендующая на достойное место под солнцем, на культуру, это место сегодня занимающую». Викинги с восторгом и жадностью смотрели на Рим – пусть тот лежал в запустении, но образ былого величия этого города жил у них в памяти. Они хотели заполучить его и построить вокруг него свой мир. Не получилось – тогда они слегка «сдвинули к северу» Европу, «привив» ей свой менталитет. Нынешние европейцы – куда больше норманны, чем им кажется. Только, в отличие от настоящих норманнов, они не знают своей судьбы.

    ©Петр Дейниченко
    ©"Книжное обозрение" №49, 2002