СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]






Скандобалтийская цивилизация

Rambler's Top100

Кельтское наследство

Цветков С. Славяне и кельты. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2005. – 200 с.

Всевозможные версии нашей истории сегодня заполонили полки магазинов. Полет фантазии авторов, кажется, не сдерживают уже никакие рамки. Гигантские тиражи, толика рекламы – и вот общество уже всерьез обсуждает измышления Фоменко и компании или ведет споры о русских Ведах и гиперборейской прародине славян. Ну и что, что историки в этом не участвуют? Кому они нужны, эти педанты узколобые, закопавшиеся в древние черепки, рукописи и документы?

Встретить в этом море псевдоисторических сочинений увлекательную, обоснованную и корректную историческую гипотезу – большая удача. И вот перед нами построенное на огромном количестве фактического материала обобщение древнейших свидетельств о контактах кельтских и славянских племен. Вывод удивителен и парадоксален – получается, что именно славяне раннего средневековья – прямые наследники кельтской традиции и кельтской культуры, особенность которой Цветков видит в превосходстве духовных ценностей над мирскими. Впрочем, в его реконструкции прошлого нет ничего благостного: исследователь подчеркивает, что именно эта ориентация на духовный мир и сделала славян и кельтов одними из самых жестоких народов Европы.

Автор исходит из того, что кельты не были единым народом. Более того, источники говорят, что внешне они даже больше походили на славян. «И объединяла этот разнородный этнически огромный состав племен в первую очередь загадочная кельтская религия и единый, священный язык, имеющий только устную традицию передачи священных знаний, хранителями которых были не менее загадочные жрецы друиды». Цветков предполагает, что друиды способствовали «включению славянских племен в свою сферу духовного и культурного влияния».

Последствия были очень значительными и сказываются до сих пор. Начать с того, что именно кельтские связи, очевидно, сыграли решающую роль в выборе религии. Да и Рюрик, по мнению Цветкова, это не кто иной, как Родри Великий, объединитель Уэльса и победитель датчан. И вообще, «загадочная славянская душа удивительным образом оказалась близка к не менее загадочной для остального Запада кельтской душе. Чего бы мы не коснулись: фольклора, изобразительного искусства языческого или христианского периодов, обычаев, религиозных обрядов, представлений о происхождении мира и человека, мы везде находим параллели двух миров – славянского и кельтского». А больше всего таких параллелей обнаруживается на Северо-Западе Руси.

Внимательный читатель заметит, что гипотеза Цветкова полностью противоречит идее так называемой «Скандобалтийской цивилизации»… Но варяги или кельты – кто-то все же пришел на Русь в IX веке…