СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]




Вселенная в СЛОВОСФЕРЕ
  • Саган К. Космос. - СПб.: Амфора, 2008.
  • Стивен Хокинг
  • Роджер Пенроуз
  • Брайан Мэй

  • Rambler's Top100

    Смотрящие на звезды

    Хокинг С. Мир в ореховой скорлупке / пер. с англ. А.Сергеев. СПб.: Амфора, 2007. - 218 с. 7000 экз. (п) ISBN 978-5-367-00614-8
    Мэй Б., Мур П., Линнот К. Большой взрыв: полная история Вселенной / Пер. с англ. В.Михалко. М.: Ниола-Прес, 2007. - 192 с. Тираж не указан. (п) ISBN 978-5-366-00182-3

    Современный цивилизованный человек редко вглядывается в небо. У жителей мегаполисов куда меньше возможностей задуматься о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас, чем у охотников на мамонтов. Потому что звездного неба мы и не видим, да и днем чаще всего проводим время под крышей. Смотреть на звезды мы предоставили астрономам, а размышлять философам, да еще странным людям, которые называются физики-теоретики. Они пишут забавные значки, сами какие-то странные, да еще и говорят о непонятном. Вот, к примеру, рассуждают о мнимом времени, которое расположено под прямым углом к действительному, а потому ведет себя подобно четвертому пространственному измерению. Или о том, что невозможно разогнать космический корабль или любой другой объект до скорости света, поскольку масса его будет стремиться к бесконечности, а, следовательно, понадобиться и бесконечное количество энергии. Кстати, между двумя этими умозрительными рассуждениями - более семи десятилетий развития физики. Но для среднего цивилизованного человека они в равной степени туманны, ибо противоречат здравому смыслу - даже несмотря на то, что последнее получило прекрасное и ужасное подтверждение в виде взрывов ядерных бомб.

    Между тем, вглядываться в звездное небо необходимо, и Кант в своем афоризме неспроста связал эту работу с нравственным законом. Звезды помогают нам лучше определить собственное место во Вселенной - которая оказывается совсем иной, чем нам хотелось бы думать. Пожалуй, в это и состоит главный интеллектуальный итог XX века - впервые человечество с ужасом обнаружило, что в космических масштабах оно ровно не значит - и одновременно получило ключ к поистине космическим силам. Физики тут же из разряда странных чудаков перешли в разряд опасных людей. Скажи кому-нибудь в 1900 году "секретный физик" - никто не понял бы смысла этих слов. Но заметим, что многие убедительные подтверждения самых безумных физических теорий принесла нам астрономия. Именно астрономы, получая с каждым годом все более совершенные приборы, получили ту картину мира, которую осмысливают сегодня физики.

    Книга "Большой взрыв: полная история Вселенной" - краткий и яркий рассказ о том, что же удалось им увидеть, рассчитанный на массового читателя. На тех, кто, не имея специальных познаний в области астрономии, все же смотрит на звезды. Присутствие в числе авторов знаменитого музыканта группы "Queen" Брайана Мэя - не просто маркетинговый ход. Мэй по первому своему образованию неплохо знает предмет и, судя по всему, отлично умеет рассказывать об очень сложных вещах. Кстати, все три автора этой книги давно сотрудничают с научно-популярной телепрограммой Би-Би-Си "Ночное небо" (Патрик Мур выходит с ней в эфир с 1957 года, с тех времен, когда в СССР был запущен первый спутник). Цель их книги - оставаясь в рамках известных фактов, рассказать о современных научных взглядах на происхождение, развитие и будущее Вселенной. Научных - значит подлежащих проверке (кстати, именно поэтому книгу дополняет неплохой справочник по практической астрономии и биографии знаменитых астрономов и физиков). "Совершенно преднамеренно мы не рисковали хотя бы на миллиметр вторгнуться на тут территорию, где могли бы получить ответ на вопрос, почему это случилось... Это при отсутствии любых физических доказательств является царством мистики и религии. Мы чувствуем, что, если работа Вселенной во всей ее красоте будет должным образом оценена, не возникнет никакого конфликта между Наукой и Религией; они имеют дело с различными областями", - отмечают авторы в послесловии. Некая мистичность в их книге все же присутствует: несколькими строками ранее они с чувством пишут "о небывалой силе той нити, через которую движется развитие Вселенной. Нити, с которой мы все неразрывно связаны. Все, чем мы являемся, и все, что мы знаем, имелось в самом изначальном Большом взрыве. И в некотором смысле мы еще пребываем в нем". Это в буквальном смысле религиозное чувство свойственно многим астрономам - все же им приходится иметь дело с невероятно огромными протяженностями пространства и времени, исчисляемыми миллиардами лет. Более того, современные теории предрекают Вселенной довольно-таки мрачное будущее - после миллиардов лет ярчайшего света наступят долгие холодные сумерки. Но если рассуждения о будущем Вселенной всегда выглядят умозрительно, то о жизненном пути звезд астрономы знают многое, и прекрасно понимают, что еще миллиард-другой лет, и Солнце убьет всякую жизнь на Земле. Иными словами, планета наша уже в предпенсионном возрасте. Поневоле сделаешься пессимистом.

    Надо заметить, что книга излагает взгляды на Вселенную с точки зрения теории Большого взрыва. А, как в самом начале предупреждают авторы, "это всего лишь теория, виртуальная модель, построенная для того, чтобы соответствовать доступным данным... В астрономии модели приходят и уходят. Еще не все данные собраны, поэтому мы очень удивимся, если через несколько лет нашу книгу не нужно будет существенно переписывать". Впрочем, и астрономы, и физики сходятся в том, что теория Большого взрыва - это хорошая модель.

    Астрономы продолжают вглядываться в небо; между тем, физики-теоретики задаются запретным вопросом: что же все-таки случилось в самом начале и почему? Хокинг, в отличие от уважаемых астрономов, рассказывающих о Большом взрыве, не желает с трепетом останавливаться у Начала Времен. По его мнению, истинный ученый должен попытаться и этому дать научное объяснение. Ведь "если действие законов природы приостанавливается у начала Вселенной, почему бы им не нарушаться и в другие времена?"

    В предисловии к книге "Мир в ореховой скорлупке" Хокинг отмечает, что "сконцентрировался в ней на тех вопросах, над которыми работал сам, в силу чувства причастности. Детали этой работы крайне специальны, но я уверен, что основные идеи можно передать и тому, кто не обладает большим математическим багажом". (И тут надо особо отметить выдающийся вклад художников, проиллюстрировавших, казалось бы, совершенно немыслимые концепции: например, черные дыры как "пересечение p-бран в пространстве-времени с дополнительными измерениями"). Хокингу удалось представить в этой книге свою концепцию как результат всего развития физики XX столетия, и очерк "Краткая история относительности" вполне может поспорить с классическими книжками Мартина Гарднера. От исторического экскурса Хокинг переходит к рассуждению о том, что такое время. Собственно, он вместе с Роджером Пенроузом еще в начале 1960-х доказал, что время не может рассматриваться в отрыве от Вселенной, а потому имеет начало и конец. Но конец и начало - слишком особые, сингулярные точки - а потому, пишет Хокинг, "мы с Пенроузом в действительности установили, что наша классическая область пространства-времени ограничена со стороны прошлого и, возможно, со стороны будущего областями, в которых существенны эффекты квантовой гравитации". Так вот, большая часть книги как раз и посвящена квантовой теории гравитации. Здесь читателю на протяжении буквально нескольких страниц предстоит познакомиться с эффектом Казимира, узнать о необъяснимых метаниях физиков-теоретиков между теорией супергравитации и теорией суперструн, узнать о загадочных p-бранах, простирающихся во многих измерениях... Текст стремительно усложняется - и вот Хокинг уже приступает к описанию того, как квантовая теория придает форму времени и пространству. Для этого он вводит концепцию мнимого времени, измеряемого мнимыми числами. "Можно подумать, будто мнимые числа - это просто математическая игра, не имеющая никакого отношения к реальному миру. С точки зрения позитивистской философии, однако, невозможно определить, что является реальным. Все, что можно сделать - это находить математические модели, описывающие Вселенную, в которой мы живем". А математические модели, использующие мнимое время, описывают и наблюдаемые эффекты, и те, "которые мы пока не можем измерить, но в которые верим по другим причинам".

    Далее следует рассуждение о множественности историй Вселенной, крае Вселенной, и, наконец, о знаменитом антропном принципе, который можно сформулировать следующим образом: мы видим Вселенную такое, какая она есть, отчасти потому, что существуем. Это невероятно странное утверждение вместе с тем абсолютно верно, и находит подтверждения не столько в философских концепциях, сколько в фактах наблюдательной астрономии: жизнь на Земле существует лишь благодаря особому расположению нашей Солнечной системы в Галактике. Конечно, Солнце - не единственная такая звезда. Но, двигайся оно по иной орбите - и смотреть на звезды было бы некому.

    Финальная часть книги - это история браны в мнимом времени, превращающая ее в тот самый мир в ореховой скорлупке - ибо "идеально гладкая и круглая скорлупа и будет самой вероятной историей пузыря в мнимом времени". "Пузырь" - потому что "история в мнимом времени для браны на которой мы живем, будет четырехмерной сферой, которая ограничивает пятимерной пузырь". Итак, мы обитаем на границе миров. Но в самом ли деле это так? Действительно ли мы живем на бране? - задается вопросом Хокинг. И дает неожиданный ответ: "Информация о том, что происходит внутри области пространства-времени, может быть закодирована на ее границе. Так что, быть может, и мы думаем, что живем в четырехмерном мире, потому что представляем собой лишь тени, отбрасываемые на брану тем, что происходит внутри пузыря".