СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]





  • Жизнь Айн Рэнд
    - All About Ayn Rand: биография, тексты, идеи
    - The Journal of Ayn Rand Studies: журнал об Айн Рэнд и ее эпохе
    - Все об Айн Рэнд [Ru]
    - Биография [En] [Ru]
  • Айн Рэнд. Апология капитализма:
    проспект книги на сайте издательства "НЛО"
    - содержание
    - предисловие Александра Эткинда
    - эссе "Что такое капитализм
  • Айн Рэнд в Интернете
    - The Ayn Rand Society (Общество Айн Рэнд)
    - Ayn Rand Institute: The Center for the Advancement of Objectivism
    - философия объективизма
    - против Айн Рэнд: статья Сергея Зубатова
  • Rambler's Top100

    Против большинства

    Рэнд А. Атлант расправил плечи. В 3 ч. / Пер. С англ. Ю.Соколова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. (п) ISBN 5-9614-0362-9
    Ч.1. Непротивление. - 436 с. ISBN 5-9614-0403-X
    Ч.2. Или-или. - 424 с. ISBN 5-9614-0404-8
    Ч.3. А есть А. - 504 с. ISBN 5-9614-0405-6

    Со времени выхода в свет знаменитого романа Айн Рэнд прошло более полувека. В 1957 году величественный эпос вышел в свет и расколол Америку, превратив писательницу в культовую фигуру. Книга до сих пор пользуется невероятно высокой популярностью - 535 позиция в рейтинге "Амазона" говорит о многом, а по данным Библиотеки Конгресса США, по своему влиянию "Атлант" занимает в стране второе место после Библии.

    Читаешь эту книгу с усилием, так же, как и советские производственные эпопеи той поры. Вдохнул побольше воздуха - и туда, в безвоздушные пространства, где манекеноподобные герои произносят пафосные речи. А если учесть еще и тот факт, что роман фантастический... Айн Рэнд высказывала смелые и оригинальные идеи, однако ей не хватило художественной смелости, и она предпочла стандартные, проверенные приемы. Это принесло быстрый успех - но уничтожило книгу как литературный факт. Что же - прочно впитавший эстетику эпохи "Атлант" сегодня воспринимается примерно так, как роман Чернышевского "Что делать" после первой русской революции. С той разницей, что книга Айн Рэнд произвела впечатление не в одной стране, но во всем мире. За исключением, разумеется, одной шестой части суши.

    "Атлант" - это беллетризованное изложение философии объективизма, учения, подробно разработанного Айн Рэнд и завоевавшего немалую популярность. Но убери из книги идейное содержание - и не отличить ее от продукции какого-нибудь советского писателя средней руки. Тут и командиры производства, и ученые, и новаторы, и любовная драма на фоне тяжелой промышленности... Вот разве что вместо светлых идеалов социализма - ее величество частная инициатива. И действие разворачивается в мировом масштабе. Но эстетика та же:

    "Хлынувший раскаленный добела поток металла светился чистым, солнечным огнем. Облака черного пара, подсвеченного багрянцем, клубились над печью. Неровными вспышками рассыпались фонтаны искр, казавшихся каплями крови, вытекающими из разорванной артерии. Воздух был разорван в клочья, он обдавал ярым пламенем, красные пятна кружили и рвались вон из пространства, словно не желая оставаться внутри созданной человеком конструкции..."
    Такова первая плавка "риарден-металла", чудесного сплава, способного заменить сталь... Кто постарше, вспомнит старую советскую песенку о сталеварах: "Но в мире нет прекрасней красоты..." Исполнялась с преувеличенной бодростью в голосе. Другим, возможно, вспомнятся драйзеровский "Титан", романы Стейнбека или Синклера Льюиса - полемика с американским социальным романом первой половины века очевидна, как очевидна и генетическая связь с ним...

    Итак - "кто такой Джон Голт"? Этим почти риторическим вопросом сопровождаются в романе почти все эпизоды, описывающие разного рода неприятности. А неприятностей этих много - Америка в книге Айн Рэнд просто разваливается на глазах. Терпят банкротство крупные компании, закрываются аптеки, сбои в движении поездов становятся обычным делом, новые пишущие машинки - груда металлолома. Бизнесмены закрывают дело, несмотря на то, что их контракты могли бы принести миллионы, а заказы расписаны на годы вперед. Просто так, ни с того ни с сего увольняются лучшие работники, уходят в никуда - все с тем же риторическим вопросом на устах: "Да, кстати, кто такой этот Джон Голт?". Все рушится, и даже лампочки в подъездах кто-то вывинчивает.

    В центре романа - Дагни Таггард – решительная, волевая и миловидная особа, в 16 лет принявшая решение работать на железной дороге и поднявшаяся до поста вице-президента по грузовым и пассажирским перевозкам "Таггарт трансконтинентал". Она - в значительной мере альтер эго автора. Именно в ее уста Айн Рэнд вкладывает ключевую фразу: "Если все они могут выжить, только расправившись с нами, зачем нам желать, чтобы они уцелели? Ничто не может служить оправданием для принесения в жертву себя самого. Ничто не может дать им права превратить человека в жертвенное животное. Ничто не может оправдать уничтожение лучших". Эти инвективы против власти большинства становятся более понятны, если вспомнить о судьбе самой писательницы. Настоящее ее имя - Алиса Розенбаум, родилась она в 1905 году в Санкт-Петербурге в семье аптекаря, но в 1926 году все же смогла вырваться из СССР. В США попала аккурат к Великой Депрессии и рузвельтовскому "новому курсу", о популистских и даже тоталитарных чертах которого у нас знают мало, а в Америке предпочитают не вспоминать...

    В некотором смысле книгу Айн Рэнд можно считать шедевром альтернативно-исторической фантастики, сегодня стремительно набирающего популярность субжанра. В самом деле - США граничат в этой реальности с Народной республикой Мексика, комфорт становится роскошью, рушится инфраструктура, а процветать в таких условиях способны лишь самые безнравственные типы, готовые на все ради прибыли и обязанные своими успехами не таланту, но связям и нужным людям. Правительство пытается справиться с кризисом уравнительно-распределительными мерами с оттенком социализма - но все продолжает разрушаться... И кто стоит за этим? Уж не Джон ли Голт? Возможно. Но главными врагами человечества Рэнд видит всевозможных радетелей "общего блага", таких, таких, как брат металлургического магната Риардена, занятый тем, что ищет спонсоров для общества "Друзья всемирного прогресса", как демагог и политикан Орен Бойл, сделавший состояние на личных связях с правительством и толкующий о том, что каждый обязан брать на себя часть бремени всех остальных, что рыночная экономика должна доказать свою социальную значимость и принять на себя ответственность за судьбу всего общества.

    Именно таким людям противостоит Дагни Таггарт и все, кто верен принципам настоящего свободного предпринимательства; именно им - и всему человечеству, страстно жаждущему справедливости, противостоит Айн Рэнд.

    Нет, в справедливости как таковой она не видит ничего дурного, гнев ее вызывает тот факт, что монополию на справедливость присвоили себе все усиливающиеся государственные и общественные институты, во всем мире обратившиеся в оплот совершенно кафкианской бюрократии. Тогда как на деле вершат справедливость именно люди дела, предприниматели, изобретатели, ученые... А что если когда-нибудь они откажутся подчиняться власти большинства?

    Тогда их всех ждет Джон Голт. Сей таинственный персонаж появляется лишь в третьей, утопической книге романа. Самолет Дагни Таггарт разбивается - и она попадает в настоящую долину блаженных. Сюда, именно сюда стремились все талантливые, неординарные люди, отказавшиеся служить власти большинства, и Джон Голт, великий изобретатель, подчинивший неведомые виды энергии, - их общий лидер. Кульминация романа - речь Джона Голта, обращенная ко всему человечеству - проклятие "восставшим массам". "Вы не хотели соперничать в интеллекте - теперь вы соперничаете друг с другом в скотстве... Вы назвали корыстным и жестоким то, что люди обменивают ценность на ценность, и устроили бескорыстное общество, где они обмениваются результатами грабежа. Ваша система представляет собой узаконенную гражданскую войну".

    Речь эта, включившая основные положения философии Айн Рэнд, заслуживает отдельного разбора, но пафос ее мы находим в более позднем эссе Рэнд "Большой бизнес - преследуемое меньшинство американского общества" (1962) (оно вошло в книгу "Апология капитализма", изданную у нас в 2003 году):

    "Если вас волнует справедливое отношение к меньшинствам, помните, что бизнесмены - небольшое меньшинство, очень небольшое по сравнению со всеми бескультурными ордами нашей планеты. Помните, сколь многим вы обязаны этому меньшинству - и какому позорному преследованию оно подвергается... При диктатуре такая категория, как бизнесмены, отсутствует. Их место занимают вооруженные бандиты - чиновники и комиссары. Бизнесмены - символ свободного общества... Если они погибнут, в тот миг, когда они погибнут, с ними погибнет цивилизация".
    Вот об этой гибели Айн Рэнд и написала книгу.

    "Атлант" сохраняет влияние и поныне. Сохраняет - потому что мир отнюдь не следует философии Айн Рэнд, а движется в каком-то ином направлении. И многое говорит о том, что путь избран неправильно. О всяком случае, понятие общего блага, против которого восставала писательница, сохраняет ключевые позиции в современной политической мысли. А потому предупреждение Айн Рэнд остается в силе: под "общим благом" молчаливо понимают "благо большинства", и стоит человеку принять идею о том, что людей можно осчастливить, и до того, чтобы оправдать любые преступления во имя высшего блага, остается один шаг.

    ©Петр Дейниченко
    Опубликовано в газете "Книжное обозрение"