СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]





  • Русская Америка
    - Новоархангельск
    - Ситка
  • Продажа Аляски

  • Rambler's Top100

    Миссия на крайнем западе

    Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 608 с. 500 экз. (п) ISBN 978-5-373-02385-6

    Россию с Американским континентом связывают не только политика и экономика, но и очень давние духовные узы. Это — узы христианской веры, а именно Русской Православной Церкви. Путь ее миссионеров «встречь солнцу» привел их в итоге в Западное полушарие, и именно там, на крайнем его западе Православие укрепилось на удивление прочно. Покойный Патриарх Всея Руси Алексий во вступительном слове к книге видит во всей истории Русской Православной Церкви на Аляске «непрестанное действие Всеблагого Промысла Божия», которое в итоге дало добрые плоды - «Православие стало неотъемлемой частью культуры населения Аляски».

    О том, как это происходило, подробно рассказывает в своем обстоятельном труде митрополит Климент, привлекая доселе не известные или малоизвестные источники. Первая православная духовная миссия прибыла на Аляску в 1794 году, но прежде были русские купцы и промышленники - именно Г.И.Шелихов и его компаньон, создавшие там промысловую компанию, «ходатайствовали перед Святейшим Синодом о направлении на Аляску духовной миссии». Правда, бюрократические шестеренки империи вращались медленно — и миссия прибыла на Аляску лишь через полвека. Деятельность миссионеров оказалась, однако, необычайно результативной — 80 лет спустя близко соприкоснувшиеся с русскими народы Аляски «не только усвоили русскую речь, обычаи, методы ведения хозяйства, но при полной свободе духовного и нравственного выбора их самосознание восприняло духовную основу жизни русского народа — Православие». Примечательно, что и после продажи Аляски Соединенным Штатам в 1867 году Русская Православная Церковь не оставляла эту землю своей заботой, и «вплоть до 1917 года из России сюда назначались епископы, присылались священники-миссионеры и оказывалась финансовая помощь, что способствовало сохранению местным населением православной веры и своей культуры».

    Первоначальному успеху Православия на Аляске способствовали два фактора: явная твердость в вере русских первопроходцев — достаточно вспомнить названия их судов, да и не только названия: на борту судна «Св. Евпл» в 1773 году находились иконы, богослужебные книги, Новый Завет. Первопроходцы строили часовни, крестили своих жен из местного населения. Вместе с тем, нравственные нормы алеутов «были чисты и возвышены» - а «простота в вере и наличие нравственных норм создавали благоприятные условия для распространения русскими предпринимателями христианства».

    Расцвет миссионерского дела пришелся на середину XIX века. В 1849 году в Новоархангельске заканчивается строительство кафедрального собора — первого православного собора в Новом Свете. В городе строится еще два храма, организуются школы для детей алеутов, библиотека и детский приют, в отдаленных селениях строятся часовни. На этом взлете православные жители Аляски оказались неожиданно для себя под юрискдикцией США, где вовсе не были рады неожиданному приобретению огромного и бесплодного куска земли (говорят, русские агенты немало потратились на взятки). Из донесений дипломатов видно, что американцы весьма неодобрительно отнеслись к этой сделке и в Палате Представителей даже предлагали выплатить 7,2 млн. долларов любому государству, которое согласиться принять эту территорию. В итоге в Ситке в 1870-е царило полное безвластие, и жители «имели все основания опасаться за свою жизнь». Разумеется, возникли проблемы и Русской Православной Церкви, которая «оказалась в одном ряду с другими религиозными общинами» США, более того, в православных священниках власти видели представителей другого государства.

    Ряд проблем, связанных с религиозными и политическими противоречиями удалось разрешить, учредив самостоятельную епископскую кафедру на территории США — первоначально в Сан-Франциско, а позже — в Нью-Йорке. Обстоятельства этого, как и историю назначения первого епископа в Америку автор рассматривает очень подробно.

    Таким образом, после продажи Аляски православная миссия, «адаптировавшись к новым условиям, стала расширять свою деятельность». Как подчеркивает автор, «одним из главных итогов миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на Аляске стало то, что не только русские, оставшиеся там после ее продажи Америке, и их потомки, но и большинство коренных жителей пребывали в достаточно крепкой связи с православной культурой и верой».

    ©Петр Дейниченко
    "Книжное обозрение"