СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]




Современная проза в СЛОВОСФЕРЕ:
  • Аксенов В.
    Москва-Ква-Ква.

    – М.: Эксмо, 2006.
  • Акунин Б.
    Внеклассное чтение.

    - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - тт.1-2
  • Галина М.
    Малая Глуша.

    - М.: Эксмо, 2009.
  • Иванов А.
    Общага-на-Крови.

    – СПб.: Азбука-классика, 2006.
  • Иванов А.
    Сердце Пармы.

    - М.: Пальмира, 2003.
  • Иванов А.
    Message: Чусовая.

    – СПб.: Азбука-классика, 2007.
  • Петросян М.
    Дом, в котором...

    - М.: Livebook, 2009
  • Терехов А.
    Каменный мост.

    - М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Юрий Поляков
  • Rambler's Top100

    Уют советских унитазов

    Поляков Ю. Грибной царь: Роман. – М: РОСМЭН, 2005. – 461 с. 30000 экз. (п) ISBN 5-353-02105-3

    Проза Юрия Полякова – на любителя. И любителей таких текстов в стране немало – роман недаром вырвался на лидирующие позиции в списке бестселлеров, разбавив его детективно-гламурную скуку. Весомая книга получилась, грубая и зримая. Все равно как в кафетерий какого-нибудь московского «Атриума» вошла бы компания грязных поддатых мужиков и затребовала бы пива с водочкой да русский шансон. Вроде ничего особенного – но смотрится дико. Как Юрий Поляков в нынешней изящной словесности.

    Профессиональный автор бестселлеров знает универсальный рецепт: взять народную пьянку, доступных девок и присыпать все это привилегиями, тайнами жизни сильных мира сего, которые и пьют, как мы, и с девками у них все то же самое (а вы как думали?), но вот привилегии им позволяют все проделывать почти безнаказанно… До поры, разумеется. К этому нехитрому набору добавить еще много-много «телесного низа», чуток чертовщины и социально-критической риторики – и блюдо готово.

    Юрий Поляков придумал, как применить это рецепт к современной жизни. Все очень просто – нужно, чтобы герой все время вспоминал былое. Ностальгически вспоминал: грибы были, как на подобор, девки – слаще, водка – крепче, держава… Эх, какая была держава! Вот почти одинокий мужчина, удачливый торговец унитазами (компания «Сантехуют» - замечаете простенькую аллитерацию?), а в прошлом советский офицер Михаил Дмитриевич Свирельников и рефлектирует. Правда, кроме баб, водки да баньки вспомнить ему почти ничего – так читателю ничего другого и не надо. Получается такая прогулка по парку советского периода, где, сами помните, любовь, комсомол и весна… Вот герой – уже немолодой, между прочим, мужик, и напивается с другом и купленными девками в гостиничном номере – и снится ему кошмарный Грибной Царь – а потом вспоминаются другие девки и другие пьянки… и думаешь – и когда это он бизнес успел раскрутить?

    Впрочем, мирный обыватель и без Полякова знает – бизнесмены, особенно из комсомольцев – они самые воры и моральные уроды и есть, наворовали и жируют. Не жалко, в общем, запутавшегося в жизни героя, хоть жена от него ушла, с молодой любовницей проблемы, с дочерью – совсем караул, а тут еще и похмелье, и к следователю по каким-то темным делам вызывают. И тут он обнаруживает за собой слежку, причем следит явно кто-то такой, кто никак не вписывается в стандартный круг жизни главы сантехнической фирмы...

    Можно бы на этом неплохой триллер выстроить, но Поляков, искренне считая себя серьезным писателем, громоздит нечто сатирическое. И тут становится тоскливо, словно по телевизору программу «Аншлаг» увидел. Нет ничего скучнее, чем в романе читать про предпринимателя Подберезовского, журналистку Маслюк (тоже, однако, грибные имена) да про политолога Поплавковского, ведущего телепередачи «Постфактум». Это ж все таки русская литература, а не стенгазета…

    Беда-то в том, что детали, призванные продемонстрировать уродство современной действительности, решительно никакого отношения к основной коллизии не имеют. Это, так сказать, «оживляж», хохмы для тех, кто понимает. Скажете, писатель имеет право и похохмить? Да кто бы спорил – только в социальном романе и в триллере выглядят они излишним украшательством, на фоне которого расплывается и без того не слишком крепкий сюжет. Оно понятно, в жизни, в пьяном угаре и не такое бывает, можно так упиться, что и с грибами разговаривать начнешь. Но претензия-то на серьезную прозу – иначе к чему эти обширные отступления, паройдийно напоминающие тексты, скажем Трифонова, Аксенова или Сорокина, к чему наезды на того же Сорокина, который у Полякова фигурирует под прозрачным псевдонимом Синякин (тоже, к слову, грибным)?

    Словом, если вы любите грибы – это книжка не для вас. Метафора проста – все гады суть грибы червивые и ядовитые, и эти, понимаешь, живые грибы уже добрались до гостиной (copy; Туве Янссон). Если всерьез, Поляков утверждает, что «всё, абсолютно всё в тех или иных обстоятельствах становится возможным и допустимым! Ведь и грибов-то по-настоящему ядовитых нет. Кроме, кажется, бледной поганки. Но как раз бледной поганки директор «Сантехуюта» ни разу не находил».

    Позволим себе не согласиться. Грибы, конечно, питают ужасные замыслы (как нам в свое время сказали по ТВ, и Ленин был гриб), но люди мало напоминают эти организмы. Люди вообще не так мелки и грязны. Даже бизнесмены, шлюхи и бандиты. И к тому же, мир не из них одних состоит. Поклонникам Полякова, должно быть, приятно думать иначе, чувствуя себя солью земли, но все-таки потакать этому – не дело писателя.