СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]



Обложка2

  • James Patterson
  • Сайт для поклонников триллеров
  • Городские легенды Америки
  • Rambler's Top100

    Мастер лабиринтов

    Джеймс Паттерсон. Явился Паук. - М.: Издательство ЭТП, 2001. - 384 с. Тираж 8500 экз. (п).
    ISBN 5-94106-004-1
    Джеймс Паттерсон. Целовать девушек. - М.: Издательство ЭТП, 2001. - 384 с. Тираж 8500 экз. (п).
    ISBN 5-94106-006-8

    На первый взгляд, триллеры Паттерсона простоваты. Все скрепы, все внутренности сюжета торчат наружу, вся схема на виду, а что до жизнеподобия... Пусть заокеанские критики говорят о глубоком психологизме и жизненной достоверности - мы, на родине Чикатило, знаем, что так не бывает. Ну и что - от книги все равно не оторваться.

    Паттерсон - мастер. Мастер по сотворению лабиринтов. У него каждый поворот рассчитан, все волчьи ямы, потайные колодцы и ложные знаки на своих местах. Сюжет действительно непредсказуем, но в нужных местах в голове начинает стучать: вот сейчас он устроит нам неожиданность... «Читатель ждет уж рифмы «розы»... - у Паттерсона таких роз предостаточно.

    Паттерсон откровенно играет с нами. Он знает, что мы знаем, каков должен быть настоящий триллер, и все время отсылает нас к образцам. Таких отсылок множество - это и скрытые цитаты из кинобоевиков, и незримое (но почти необходимое) присутствие в романе «Целовать девушек» маньяка из более ранней книги «Явился Паук». Мы где-то уже это видели - главный герой, крутой черный детектив душной ночью в Каролине... Детектив, идущий на встречу с маньяком в отсек тюрьмы, где соблюдаются повышенные меры безопасности...

    Герои Паттерсона словно играют триллер - а читатель вправе выбирать, за кого ему болеть: за детектива или за маньяка. Паттерсоновские злодеи поэтому мало похожи на реальных монстров - они целиком есть воплощение представлений широкой публики о маньяках. Ужасны, несчастны, красивы, отвратительны, невероятно обаятельны. Чуток от Чикатило, немножко от насквозь выдуманного доктора Лектера, и очень много от полумифических персонажей - маркиза де Сада, Жиля де Рэ или просто Людоеда из детской сказки. Сказки, как известно, страшнее любого триллера. Недаром маньяки Паттерсона в прямом смысле живут в стенах роскошных особняков, таятся в лесу под землей, выскакивают из-под воды - как и подобает мифологическим чудовищам. Преступления их ужасны и «идеальны» - никому не дано разгадать их, нет никаких зацепок - разве что детективу Алексу Кроссу, детективу-доктору психологии, в свободное время поигрывающему на фортепьяно...

    Эта нарочитая литературность и есть та закваска, что позволяет книгам Паттерсона занимать первые места в списках бестселлеров. Он не пугает читателя, а заставляет нас, разгадывая кроссворд, испугаться самих себя. Все герои Паттерсона - всего лишь инструменты, искусно сделанные марионетки из комедии масок. Эти маски удивительно точно соответствуют персонажам американского городского фольклора: Черный Человек-Гора; Красавица-Белокурая бестия, летящая в ночь на черном мотоцикле; безликие и отвратительные сотрудники ФБР, похожие на оборотнй; 100-процентная американская красавица, подвергаемая насилию и поруганию; Сумасшедший ученый, Учитель-педофил... Срастаются со своими масками и паттерсоновские монстры - а в книге «Целовать девушек» маски становятся совершенно реальными и превращаются в часть игры преступника со своими жертвами. Но каждый раз попытки сорвать маску оборачиваются ничем - за ней является другая, и, кажется, нет способа отличить маску от настоящего лица. Не случайно маньяку из «Явился паук» все люди кажутся куклами - он словно чувствует выдуманность мира, который Паттерсон создал для своих героев и читателей, и всеми силами стремится вырваться из него. «Я хочу что-то значить!» - повторяет он, но марионетки обречены повторять движения кукловодов...

    Своими масками-марионетками Паттерсон гипнотизирует читателя, погружая его в глубины подсознания, где маскам нет места, где остается лишь первобытный ужас - потому что ужаснее всего обнаружить под маской пустоту или самого себя. Он редко сообщает детали того, что его монстры сделали со своими жертвами, предлагая читателю додумать самому. И Паттерсон тащит, словно на веревочке, наше воображение сквозь страшную сказку американской действительности, которая на глазах превращается в призрачный мир, где лишь тонкая пленка «здравого смысла» отделяет реальность от «темной стороны»... А маска - единственная защита от этой обители извечного Зла. Мы может прикрыться иронией, литературным снобизмом, словами о том, что все это выдумки, а жизнь страшнее - но Паттерсон заставляет смотреть в себя.

    ©Петр Дейниченко
    "Книжное обозрение", №36, 2001г.