СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]




Скандинавский детектив в СЛОВОСФЕРЕ

  • Хеннинг Манкелль

  • Rambler's Top100

    Истина где-то в Мозамбике

    Манкелль Х. Мозг Кеннеди / пер. со шв. А.Афиногеновой. - М.: Иностранка, 2009. - 464 с. - (Лекарство от скуки) 5000 экз. (п) ISBN 978-5-389-00523-5

    Знаменитый шведский детективщик Хеннинг Манкелль очень любит Африку - фактически Мозамбик давно стал для него вторым домом. И ему очень не нравится, как развитые страны относятся к проблема Черного континента. Воспринимает он это, как и все прогрессивное человечество, с гневом и болью. Тут никакой иронии, гнев и боль неподдельные. Но чувства эти - плохие советчики, если надо написать хорошую книгу. Потому что даже самые страстные тексты пишут с холодной головой. Иначе получается нечто комическое - наподобие романа "Мозг Кеннеди". Прямо скажем, пока что это самая неудачная книга Манкелля из тех, что доводилось читать по-русски. И вовсе не потому, что в ней нет инспектора Валландера.

    Главная беда - в ней нет истории. Взявшись за нечто среднее между конспирологическим и психологическим триллером, писатель оказался на чужом поле - и сразу оказалось, что он и не Бергман, не Ян Флеминг и даже не Том Клэнси, а уж если подумать, как бы могли бы повернуть эту историю Жапризо или Крайтон... Беда в том, что в зловещих маньяков международного масштаба, с легкостью сметающих с лица земли всех, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к их тайне, Манкелль, кажется, верит с трудом. А живые люди в этой книжке манекеноподобны. Взять главную героиню, археолога Луизу - ей за 50, она - свободная женщина из свободной страны, увлеченная своей наукой, феминистка, видящая в мужчинах лишь партнеров или любовников... И вот она обнаруживает единственного сына, 25-летнего Хенрика, мертвым. И никак не может с этим смириться. Тут выясняется, что ничего о собственном сыне она толком не знала, а он-то вел обширную тайную деятельность, перемещаясь по всему миру неизвестно на какие деньги и расследуя тайный заговор корпораций - не имея ни образования, ни связей... Правдоподобнее всего предположить, что все ужасные тайны, открывшиеся Хенрику, имели место исключительно в больном воображении молодого человека - во всяком случае, туманно-высокопарная стилистика его писем и записей, которые находит Луиза, очень на это намекает. "Факел в руках Диогена. Теперь я понимаю, что живу в эпоху, когда сокрытие правды возведено в ранг искусства и науки. Истины, которым раньше совершенно естественно дозволялось быть общедоступными, ныне держат в секрете. Без факела в руке найти человека почти невозможно. Холодные порывы ветра гасят пламя факела"...

    Следуя по случайным запискам сына, по следам, оставленным в компьютерах, Луиза открывает тайную жизнь сына - его борьбу с гнусными врачами-убийцами, что засели в мировых фармацевтических корпорациях и экспериментируют на бедных африканцах. Странно, что Луизу ничуть не смущает фантастичность этой версии - ведь как археолог она должна бы быть довольно рациональна. Но никакой рациональности в действиях героини не намечается. Она мечется по миру, удачно подхватывая расставленные автором костыли - так, по прибытии в Австралию сразу натыкается на шведа, которые берется помочь ей найти скрывающегося где-то в дебрях бывшего мужа, а муж оказывается великим компьютерщиком, которому удается прочитать информацию, спрятанную в компьютере Хенрика... Прилетает в неведомый Мозамбик - и с ходу, по одной нечеткой фотографии обнаруживает нужную девушку в сомнительном баре...

    Но автора такие мелочи не занимают - ибо он спешит донести до читателя главный идеологический месседж: развитые страны, белые люди плохо ведут себя в Черной Африке. Они лицемеры, эксплуататоры и вообще негров за людей не считают. И заражают разными болезнями в тайных лабораториях. Манкелль, однако, остается Манкеллем - его наблюдательность никуда не исчезла, и легко заметить, что и в Африке относятся к действиям европейских стран и вообще к белым часто весьма предвзято (конечно, эти белые врачи специально изобрели СПИД, чтобы извести африканцев), что расизм - он бывает и черным. Но в этой книге реализм, который всегда был главным достоинством детективов Манкелля, уходит на второй план. А поскольку все строится на допущениях и домыслах, годных разве что для желтой прессы, книга оказывается поверхностной, словно третьеразрядный кинобоевик, где все просчитывается с самого начала, а во главе мирового заговора стоит Доктор Зло... Только вот Манкеллю не хватает духу на чистый "жанр" - вот и весь сюжет ходит вокруг да около, намекая, что истина где-то рядом... Реалистична книга лишь в одном - в демонстрации той каши, что царит в головах прогрессивно мыслящих европейцев , которые уверены, что все зло - от корпораций, болезни - от врачей, пожилые белые дядьки только и мечтают о сексе с несовершеннолетними африканками, а Кеннеди убили агенты спецслужб и похитили потом его мозг, чтобы нельзя было считать с него информацию...