СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]



Обложка1

  • Мартин Лютер
  • Реформация
  • Лютеранская церковь
  • Католическая церковь
  • 95 тезисов Мартина Лютера
  • Сочинения Лютера


  • Rambler's Top100

    Опыт католического психоанализа

    Гобри Иван. Лютер / Предисл. А.П.Левандовского. (ЖЗЛ, вып.786) - М.: Молодая гвардия, 2000. 513 с.. 5000 экз. (п)

    Недоучившийся юрист, он прекрасно знал несколько языков, оставил более 50 томов сочинений, создал учение, которое привело к гражданской войне, и, залив кровью пол-Европы, утвердилось на одной шестой части суши... Нет, это не Ленин. Это Мартин Лютер , проповедник и зачинатель немецкой Реформации.

    Все началось, как водится, в октябре семнадцатого года. Ранним утром 31 октября 1517 г. Мартин Лютер и Иоганн Шнейдер прибили к входным дверям Замковой церкви города Виттенберга плакат, содержавший 95 тезисов с критикой некоторых сторон деятельности католической церкви. Не считая себя отступником ( в то время он был монахом-августианцем), Лютер возвысил голос против сложившейся практики торговли индульгенциями - однако не потому, что деньги - "сатанинское зло", но потому, что не может папский престол освободить человека от небесной кары. Немецкие бюргеры увидели в этом одно - все, что церковь взыскивала с них именем Господним, было не по божественному праву. После этого дело оставалось за тем, чтобы взять неправедно нажитое у "жирных монахов".

    Факт остается фактом - Реформация победила, к середине XVI века вырвав из-под власти папского престола почти всю Центральную и Северную Европу. До сих пор католические историки и теологи не могут понять, как же в недрах их церкви выросла такая зараза.

    Католический историк Иван Гобри ищет ответ в личности самого Лютера... Лютер, по его мнению, просто слабый и скверный человек, снедаемый пороками. Отчаявшись найти спасение в лоне католической церкви, он обиделся на нее, и от обиды разрушил. Все это доказывается всерьез, с привлечением психоаналитической теории. Впрочем, те факты, котрые не вписываются в его концепцию, Гобри просто отбрасывает.

    Яркий и волевой отец Лютера Ганс, за несколько лет проделавший путь от простого рудокопа до совладельца плавильни, под пером Гобри превращается в тирана и в настоящее чудовище (сначала автор говорит, что Ганс Лютер бежал из родных краев, убив человека, но потом кратко сообщает, что это только слухи...). Знаменитый немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен - в обжору и пьяницу, сквернослова, "наемника и грабителя". Где другие видят необычайные способности Лютера - он за два с половиной года стал доктором богословия (обычно учиться приходилось восемь лет) - Гобри находит нерадивость, кумовство и свидетельство упадка немецких университетов. Неподкрепленное суждение о нерадивости Лютера становится фундаментом для утверждений, что Лютер был плохо знаком с богословием. На протяжении всей книги Гобри намекает на психическое расстройство Лютера (именно к этому сводятся обстоятельные рассуждения о том, во что же все-таки верил Лютер), а в рассказе о браке Лютера долго рассуждает о распутстве жены знаменитого проповедника.

    Гобри почти ничего не сообщает об историческом фоне событий и о том критическом положении, в котором очутилась в те годы католическая церковь. Не сказано и о том, что Лютер был не первым и не единственным противником папства. В книге нет даже подробного изложения "Тезисов" Лютера: в интерпретации Гобри они сводятся лишь к осуждению практики торговли индульгенциями.

    Вторая и третья части книги посвящены открытой борьбе Лютера с католической церковью. Здесь Лютер предстает в гнуснейшем обличье - отказывается от своих слов, когда ему это выгодно, постоянно меняет свою точку зрения и вообще у него "инквизиторский склад ума". Гобри старательно подчеркивает все, что может вызвать неприязнь к Лютеру у современного "цивилизованного человека" - и сквернословие, даже "зацикленность" на естественных отправлениях, нечистоплотность физическую и нравственную. Вот Лютер призывает к погромам: "Все монастыри, все кафедральные соборы, все непотребства того же рода, именуемые храмами, в обязательном порядке должны подвергнуться разрушению и опустошению". А вот сквернословит: "Глава христианского мира - это передняя и задняя дырка, через которые дьявол навалил в этот мир кучу дряни...". (Как правило, Лютер выражался еще крепче. Но по тем временам ничего особенного в этом не было - вспомним Рабле или нашего Ивана Васильевича...) И наконец, Лютер-антисемит: "Сжигайте их синагоги и школы!.. Лишите еврееев всех прав на охрану и защиту со стороны властей!.." "Вот такие лозунги звучали в Германии в 1542 году..." - поучительно замечает Гобри.

    Завершить такое повествование следовало бы ремаркой "Проваливается". Но Лютер умер в своей постели, причем "сам стал папой новой церкви". Простить этого католический автор никак не может. Главы третьей части книги снабжены "крутыми" заголовками - "Под солнцем сатаны", "Адская полоса"... Гобри снова и снова повторяет, что Лютер создал свое учение лишь стремясь избавиться от сжигающей его тоски, стремясь ощутить себя защищенным... Но "вырвавшись из одиночной камеры своего больного сознания", он "с ужасом" обнаружил, что учение католической церкви "опровергает выстраданные им убеждения".

    Католическое учение потому всесильно, что оно верно... Гобри не переспоришь - всякий, кто замахивается на основы - просто больной человек. Должно быть, Лютер в повседневной жизни был вовсе не подарок. Но вот доктор Гобри как-то легко видится в белом халате, в одной из советских психиатрических клиник времен застоя...

    В предисловии профессор А.П.Левандовский честно предупреждает читателя, что книга Гобри - это "биография-памфлет". Тем, кто хочет познакомиться с деятельностью Мартина Лютера, приходится рекомендовать книгу Эриха Соловьева "Непобежденный еретик", вышедшую в той же серии "ЖЗЛ" еще в 1984 г.

    © Петр Дейниченко
    "Книжное обозрение" №50, 2000
    Опубликовано с сокращениями под заголовком "Как погромщик церковь основал"