СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]





Об авторе:
Ричард Лоув - автор еще шести книг, в том числе "Америка II" (Penguin, 1983) - о появлении новых форм городских сообществ; "Будущее детства" ((Anchor Books, 1993) - призыв к переустройству привычного образа семейной жизни в США; "101 дело, которое вы можете совершить ради будущего наших детей" (Anchor, 1994); "Отцовская любовь" (Pocket Books, 1994) - о роли и месте отцов в жизни детей; "Паутина жизни" (Conari Press, 1996) - о связях между семьями и городскими сообществами и о том, как эти связи вдияют на воспитание детей.

Ричард Лоув
...и еще один сайт Лоува
...его блог



Интервью с Ричардом Лоувом
Рецензия на книгу "Последний ребенок в лесу" в The Times
Печальная история Опал Уайтли, девушке, которая мечтала привести детей в лес

Майкл Крайтон о страхах, терзающих Америку - в романе "Государство страха"


Rambler's Top100

Запретные игры

Лоув Р. Последний ребенок в лесу / пер с англ. М.Панфилова. М.: Добрая книга, 2007. – 432 с. 3000 экз. (п) ISBN 978-5-98124-177-2

Оглавление

Лет десять назад мне не раз доводилось экзаменовать школьников во время московской городской олимпиады по экологии. Приходили яркие, умные ребята – в основном 15 – 16 лет. Они прошли предварительный отбор, хорошо знали предмет и многие всерьез стремились связать свою судьбу с биологией, экологией или просто работать с животными. Мне бойко рассказывали о том, почему нельзя вырубать леса, почему вредно осушать болота, но простейший вопрос (который я считал наводящим): «Скажите, а как, по-вашему, выглядит верховое болото?» - ставил человека в тупик. Я не сразу понял, в чем тут дело, а потом догадался: многие из тех, что начинали «плавать», знали природу только по книжкам и видео. Они никогда не ходили даже по не самому дикому лесу, они никогда не забредали в болото, не купались в лесном озере, не лазили по скалам, не копали сами землю, не видели половодья. Я и сам не великий землепроходец, но у меня этот опыт есть. К счастью, он есть и у подавляющего большинства наших соотечественников. Но уже подрастает в больших городах поколение, которое плохо представляет себе, на что похожа жизнь за пределами урбанизированных территорий.

Ричард Лоув написал о том, к чему ведет отказ от непосредственного общения детей с природой, и дал некоторые рекомендации к тому, как преодолеть этот разрыв. Подзаголовок его книги вполне конкретен: "Как спасти наших детей от синдрома дефицита общения с природой". А спасти будет непросто - и не только потому, что изнеженные современные дети, привыкшие к комфорту и к очень жесткой в США системе надзора за детьми, далеко не всегда рады оказаться наедине с природой. (разумеется, речь идет о детях «среднего класса»). Им скучно, им некомфортно, они не умеют найти себе развлечение сами. Словом, как заметил один четвероклассник из Сан-Диего: «Я люблю играть дома, потому что там есть электрические розетки». Наконец, многие боятся оказаться вдали от других людей, в одиночестве. А если все-таки уходят в лес, то их мучает другой страх – страх оказаться вне зоны контроля. «Мои родители считают, что уходить далеко в лес небезопасно, – сказал Лоуву один мальчик. – Получается, что я не могу уходить далеко – родители начинают за меня волноваться». Хорошо, что мальчик беспокоится о родителях. Плохо, что переубедить родителей уже вряд ли удастся. И проблема все более характерна не только для стран Запада - на даче из разговоров с соедскими детьми - а им уже по 10-12 лет - я скоро выяснил, что их тоже особенно в лес не пускают. Да они не слишком и рвутся. а вот на велике в магазин - это пожалуйста, никто не беспокоится...

Тут надо заметить, что у этой проблемы есть две стороны. Во всем мире родители волнуются, если ребенок самостоятельно и надолго уходит из дома. Пожалуй, что в большом городе поводов для волнений намного больше, чем где-нибудь в глуши. Но В США есть своя специфика, и книга журналиста и педагога Лоува – сильный аргумент в идущей сейчас в этой стране дискуссии о степени самостоятельности детей и подростков. Многие психологи утверждают, что жизнь американских детей и подростков регламентирована жестче, чем жизнь военнослужащих и даже заключенных, фактически они вплоть до 20 лет не могут и шагу ступить без разрешения взрослых , да и в этом случае все время есть риск нарушить какие-то правила. (Примечательна тяжба, возникшая в 2009 году в американском городке Саратога Спрингс из-за того, можно ли детям ездить в школу на велосипеде или ходить пешком: нет, речь идет не о том, чтобы добираться до школы самостоятельно, а чтобы делать это в сопровождении взрослых, здоровья ради - и все равно школьные власти категорически возражают). Даже в обычных играх без присмотра родителей (а лучше – дипломированного специалиста) многим взрослым чудится что-то подозрительное. Дети вынуждены жить по навязанным им правилам - разумеется, навязанным из самых благих намерений. «Вы же понимаете, это не дело – глазеть в окно и мечтать непонятно о чем. Нужно настроиться на работу, потому что если этого не сделать, то и высшего образования не получишь», - сказала Лоуву очень серьезная школьница.

А, как совершенно справедливо замечает автор, «чтобы воспринять природу во всей е полноте, необходимо время. Свободное, нераспланированное, отданное мечтам время».

Несколько глав в своей книге Лоув посвящает иррациональному страху за детей, охватившему Америку - возможно, лишь самому заметному из огромного списка страхов, блуждающих в соверменном обществе. Добавим, что это страх господствует и в Европе и постепенно проникает в Россию. Эти страхи находят прибежище и в мегаполисах, и в небольших городах. Считается, что страшные маньяки и педофилы только и ждут момента, чтобы погубить ребенка; более того, всякое самостоятельное общение ребенка с "чужими взрослыми" считается опасным и подозрительным, да и вообще - взрослый (если он не наделен государством особыми полномочиями - ребенку если не враг, то уж, во всяком случае, не друг. А потому детей ни на секунду нельзя оставлять одних. Между тем, Лоув убедительно показывает, что мы имеем дело с мифами, «городскими легендами». На мой взгляд, глава о "синдроме Страшилы" - важнейшая в этой книге, поскольку Лоув касается в ней каких-то очень глубинных и темных сторон современной европейской цивилизации, как раз того, "что гибелью грозит".

Собственно, значительная часть книги Лоува как раз и посвящена тому, как научить родителей преодолеть этот страх и все же отпустить детей погулять на природе. Потому что если детей не выпускать в лес, поле, на речку или в горы, из них вырастут запуганные параноики, шарахающиеся от собственной тени и с восторгом принимающие любые меры контроля, даже если те ведут к ущемлению личной свободы. Впрочем, если так дело пойдет, новое поколение будет шарахаться от самого слова «свобода».

И, наконец, о грустном: к сожалению, эта важная и полезная книга переведена из рук вон плохо. Фактически перед нами подстрочник, которого, видимо, даже не касалась рука редактора. Странноватое выражение "естественные игры" - это, разумеется, всего лишь "игры на природе", а уж о том, сквозь какие "красоты стиля" приходится продираться читателю, чтобы понять смысл той или иной фразы, лучше умолчим - вот уж где джунгли так джунгли. Но Лоув прав, сталкиваясь с чудовищем, мы начинаем думать - пусть и поневоле.


Оглавление

От автора
Вступление

Часть I. Новые взаимоотношения между детьми и природой
1. Дары природы
2. Третий рубеж
3. Когда обычная игра считается преступлением

Часть II. Почему молодым (да и всем нам) так нужна природа
4. Залезая на дерево здоровья
5. Жизнь наших чувств: природа против всезнающего разума
6. Тот самый "восьмой интеллект"
7. Детская гениальность: как природа учит созиданию
8. Нарушения, вызванные природодефицитом, и целительные силы окружающей среды

Часть III. Благие намерения: почему Джонни и Джинни больше не играют на улице
9. Время и страх
10. Синдром Страшилы возвращается
11. А нужно ли нам естествознание: образование как преграда на пути к природе
12. Откуда придут будущие заботливые хозяева природы?

Часть IV. Воссоединение ребенка с природой
13. Возьмем природу домой
14. Столкнувшись с чудовищем: страх заставляет думать
15. Сказки черепахи: природа как учитель моралим

Часть V. Классная доска в джунглях
16. Школьная реформа: ближе к природе
17. Как возродить детский лагерь

Часть VI. Страна чудес: открываем четвертый рубеж
18. Какое образование получил судья Тэтчер: снимем запрет с естественных игр
19. Природа, вернувшаяся в города
20. Где всякой живности быть: вспомним о движении "Назад к природе"

Часть VII. Изумитесь чуду
21. Духовная потребность в природе у молодых
22. Огонь и брожение: возведем им памятник
23. Пока все продолжается

Примечания
Список рекомендованной литературы
Алфавитный указатель
Об авторе