СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]




Rambler's Top100

В стране слепых

Лессиг Л. Свободная культура / пер. с англ. О.Даниловой. - М.: Прагматика культуры, 2007. – 272 с. 2000 экз. (о) ISBN 5-98392-009-X

В XIX веке революционеры стремились свалить прогнившие монархии, изничтожить гидру капитализма, сломать все привилегии и устроить общество по справедливости. Монархии нынче остались декоративные, гидра, как это и свойственно такому существу, отрастила много новых злобных и опасных голов, а ближайшая справедливость все там же - маячит где-то на горизонте. Лоуренс Лессиг – вне всякого сомнения, революционер, ибо на первый взгляд выступает за счастье народное и справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы отобрать у гнусных корпораций право паразитировать на авторском праве. То есть, лишить гидру части корма – глядишь парочка особенно разожравшихся голов и отсохнет. Страшно подумать, что вырастет на их месте…

Вместо значка копирайта (с) на обороте титульного листа этой книги стоит другой – Creative Commons – «Творческие общины». Книга вышла под лицензией этой общественной организации, что позволяет исключить «Свободную культуру» из числа стандартных объектов авторского права. И не удивительно – вся книга направлена против сложившейся к началу XXI века системы копирайта. Юрист, специалист по конституционному праву Лоуренс Лессинг сам был в числе основателей Creative Commons. Придумали ее юристы и программисты, осознавшие, что авторское и патентное право в нынешнем своем виде становится препятствием к развитию культуры и техники. Фактически современное международное законодательство резко ограничивает использование любой новой информации – в чем бы она ни заключалась: в словах, звуках, изображениях, чертежах, строках компьютерного кода, - почти на столетие. И тем самым ограничивает распространение новых идей. А это уже противоречит интересам общества.

Creative Commons – компромисс, который, резервируя права автора и правообладателя, все же оставляет некую свободу действия тем, кто хочет идти дальше. Нет, это далеко не полная свобода – это, как удачно замечает автор предисловия, «ограниченные права пользоваться ограниченными ресурсами». Но все же маятник впервые удалось если не сдвинуть в противоположную сторону, то хотя бы показать, что это возможно в принципе. До сих пор мир двигался по одному пути – в сторону всемерного укрепления монополии правообладателя.

О, правообладатель - это вам не автор, хотя в классическом случае и автор может быть правообладателем. Но чаще правообладатель получает авторские права каким-то иным путем. Посредством контракта с автором. По наследству. В силу каких-либо еще условий… Как бы то ни было, правообладатели обычно куда усерднее защищают авторские права, иной раз даже вопреки воле самих авторов. Лессиг прямо указывает на этих озабоченных законностью правообладателей – подзаголовок книги недвусмысленен: «Как медиаконцерны используют технологии и законы для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество». Разумеется, не только медиаконцерны. И конечно, не из ненависти к культуре и творчеству: просто строго контролируемый творческий процесс позволяет увеличить норму прибыли. А полузадушенному автору некуда деться из крепких объятий правообладателя – кто же еще даст ему работу?

По Лессигу, картина в США сейчас выглядит так:

«Никогда прежде в нашей истории у меньшинства не было законного права контролировать в нашей культуре так много, как сейчас… Никогда копирайт не охранял столь широкого набора прав от настолько многочисленной группы действующих лиц – ибо срок его никогда не был столь продолжителен. Мизерное регулирование малой толики творческого потенциала нации в момент ее образования ныне превратилось в мощный инструмент контроля над творческим процессом».

Чем чреват такой контроль, хорошо известно – остановкой развития. Сначала, стабильность, когда всем кажется, что все под контролем. Потом – взрыв, тем сильнее, чем дольше пауза в развитии. Вот что пугает Лессига по-настоящему – он видит, что современная полузадушенная культура не выдержит этого взрыва, от нее останутся ошметки – как и от всей западной цивилизации. Потому что цивилизации никакой копирайт не защищает. Крах европейских ценностей, крах Запада, неспособность генерировать новые идеи – вот чем чревата на самом деле война против «пиратства» за интеллектуальную собственность. Почему? Да потому что «в последующие десять лет (книга вышла в 2004 году – П.Д.) мы станем свидетелями взрывного развития цифровых технологий, которые дадут практически каждому создавать и распространять контент». А контент – это идеи. Как поясняет Лессиг, не надо считать его леваком. «Обвинение, что я выдвигаю в отношении регулирования культуры, - того же рода, что возмущение поборников свободного рынка попытками контролировать рынки». Вся идея его книги – в том, чтобы освободить культуру прежде, чем она погибнет. Потому что американская культура утратила чувство равновесия:

«Мы лишились критического взгляда, который помогает видеть разницу между истиной и экстремизмом. В нашей культуре, как ни странно, царит собственнический фундаментализм, не имеющий никакого отношения к нашей традиции… Мы настолько некритичны в своем понимании культурной собственности, что даже не возмущаемся, когда контроль над этой собственностью лишает нас, как нации, возможность развивать свою культуру демократическим путем. Слепота становится нашим здравым смыслом».

©Петр Дейниченко
Книжное обозрение