СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]





- Юлия Латынина
Rambler's Top100

Кавказский флакон

Петр Дейниченко Латынина Ю. Ниязбек. М.: Эксмо, 2005. 384 с. 22100 (п) ISBN 5-699-14377-7

Тут все продается и покупается, здесь пытают и берут заложников, здесь сначала бьют, а потом думают, здесь все давно поделено и всегда надо помнить, «кто кому приходится тестем и сколько надо заплатить за должность». Здесь нет места русским. Здесь нет места немусульманам. Здесь только бензовозы с краденой нефтью ездят исправно – и никто их не сжигает. И вот в этот ящик с пауками, в маленькую горную республику, назначают представителем президента молодого российского менеджера Владислава Панкова, либерала и европейца. Ему уже довелось в юности посидеть в чеченском подвале. Тогда его освободил некий Ниязбек – ныне весьма влиятельная фигура в своей стране. И новоиспеченному полпреду приходится работать вместе со своим освободителем и вместе с человеком, который когда-то захватил его в заложники, а сегодня командует спецгруппой ФСБ. Ему теперь нужно учиться жить с настоящими волками, иначе - порвут.

Нет ни малейшего сомнения, что все кавказские книги Латыниной вполне отвечают ультраправым националистическим взглядам. Народы Кавказа в них - первобытные дети гор, всячески изничтожающие русских, немусульман, негорцев и вообще всех «чужаков». Бессмысленные с точки зрения цивилизованного человека нравы «аборигенов» Латынина рисует с презрительной снисходительностью… При этом Латынина, кажется, вполне убеждена, что московский Кремль нравами от Кавказских гор мало отличается.

Вот разве что старая руссоистская концепция «благородного дикаря» нет-нет да и даст себя знать: у Латыниной русский бандит и русский чиновник существуют вне всяких норм, и никаких человеческих качеств , кроме жажды власти у них нет и быть не может. Для горцев оставлена лазейка – честь и вера, пусть дурно и превратно истолкованные.

Конечно, Латынинский Кавказ более всего смахивает на компьютерную игру, в которой обладающие раз и на всегда заданными качествами кланы существ бьются за возможность расширить свое жизненное пространство. Это – модель, модель плохая, но удобная, ибо позволяет понять, как именно отображается «кавказский узел» в среднерусском сознании. А вот так и отражается – все горцы как есть страшные бандиты, которым человека, даже родича, убить – что муху задавить, а уж русских и за мух не считают.

Это, разумеется, не так – но это удивительно правдоподобно. Ведь и правда – то на даче зятя президента Карачаево-Черкессии расстреливают семь человек, то Рамзан Кадыров в тренировочных штанах к Путину приходит. И русских на Кавказе в самом деле многие презирают – за то, что не могут за себя постоять… Такую книгу, как «Ниязбек», легко сделать правдоподобной – достаточно внимательно собирать истории, рассказанные прессой, покопаться в Интернете, послушать очевидцев. Смешать все гадости в одном флаконе, встряхнуть, красивый горный пейзаж добавить и толику политики – вот рецепт политического триллера от Латыниной.

К реальности все это относится примерно так же, как многочисленные боевики про зону или про спецназ – к реальному положению дел в ИТУ и действиям сил специального назначения. Но обыватель, воспитанный на телекартинке и таблоидах, млеет, хватается за сердце и ругает власть, «черных», «понаехавших»… Самое забавное, что всякий найдет у Латыниной свои маленькие радости – тут и кавказцы-скоты, ради денег готовые хоть родного брата удавить, и ничтожные русские, которых унижают красочно и впечатляюще, и – на радость записным демократам – бравый горец, громящий офис «Русского национального единства», и бессмысленные «западники», глупые «общечеловеки», которые вообще пыль и тлен. Всем досталось от Юлии Латыниной, никого она не любит, только диагнозы ставит без капли сострадания: да, больной, как же у вас все запущенно – вы непременно умрете.

Странно, что Юлию Латынину так не любят наши «профессиональные русские». После «Джаханнама» и «Ниязбека» самое время ей возглавить какое-нибудь «Движение против нелегальной иммиграции», а книжки раздавать на митингах в качестве листовок.