СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]





  • История балета
  • Сочинский дендрарий
  • Rambler's Top100

    Путешествие в золотой век

    Красногорская И. Петербургский Фигаро и его звездное окружение: из истории русского театра и журналистики второй половины XIX века. Рязань: Издатель Ситников, 2007. – 608 с. 1000 экз. (п) ISBN 978-5-902420-17-0

    Есть люди, самым ощутимым образом меняющие окружающий мир. Таков был и Сергей Николаевич Худеков. Не будь его – и, очень может быть, сегодня и речи не было бы об Олимпиаде в Сочи в 2014 году. И Чехов был бы не тем Чеховым, которого мы знаем. И русский театр – и русский балет, в частности, - развивался бы иными путями. Жизнь и начинания Сергея Худекова оказали и уже целое столетие продолжают оказывать влияние на судьбы множества людей, которые даже и не слышали об этом предпринимателе, фанатике театра и оригинале.

    Ирина Красногорская представила публике подробнейший портрет Сергея Николаевича Худекова – предпринимателя, журналиста, издателя-редактора «Петербургской газеты», историке балета и создателя уникальных парков-дендрариев. Однако книга ее – нечто большее, чем только биография. По ходу работы «обнаружились новые, прежде неизвестные сведения, которые показали, как много сделал этот человек для развития театрального искусства и журналистики в России, как широк был круг его знакомых, каким авторитетом пользовался он в театральном и журналистском мире», - пишет Ирина Красногорская. И в итоге значительная часть ее работы оказалась посвящена не только самому Худекову, но и людям, составлявшим его окружение.

    Тут надо заметить, что Сергей Худеков прожил очень долгую жизнь. Он родился в год смерти Пушкина, а скончался в год начала первой пятилетки. Фактически это были несколько жизней, сплетенные в одну, в которую вместились и участие в Крымской войне, и Павловск начала 1860-х, где Худеков служил старшим генерал-адъютантом в Управлении генерал-инспектора кавалерии, и работа театрального рецензента второстепенных газет (которую Худеков совмещал со службой в Главном Штабе), и первый роман «Балетный мирок. Живые картинки» - не слишком удачный, но, кажется, первый, предметом которого стал балет… В 1870-80-е годы он выступает в качестве успешного драматурга – пьесы его ставились неоднократно, но все они относились по тогдашней классификации, ко второму разряду. Ирина Красногорская приводит довольно подробную справку по театральной экономике тех времен – за что, сколько и как платили драматургам. Увы, одно осталось неизменным: «и в наше время считается, что автору вполне достаточно того удовлетворения, той радости, которые он испытывает, видя свое произведение опубликованным в печати или поставленным на сцене… Однако очень скоро такое положение не станет его устраивать, и он возжелает денег, этой неоспоримой, абсолютно вещественной оценки труда». И как только пьесы Худекова стали проваливаться – а началось это в середине 1880-х, когда стали меняться вкусы публики, - он спокойно оставил «поприще, которое стало приносить ему огорчения и не давало денег».

    Худекову было чем занять досуг - он уже приобрел имение Ерлино на Рязанщине и всерьез увлекся садоводством. К этому времени он уже познакомился с Мариусом Петипа – и на долгие годы увлекся балетом. А надо сказать, что балет к середине 1880-х пребывал в упадке. Дефицит танцовщиков был такой, что «шла речь о том, чтобы сделать балет сугубо женским искусством», залы были пусты – и Худеков, ставший едва ли не фактическим сотрудником Петипа, взял на себя, как сказали бы сегодня, роль промоутера. Как отмечает Красногорская, «Худеков был для Петипа чем-то вроде творческой «скорой помощи»» - он не только обсуждал с ним новые постановки, но и предлагал сюжеты для балетов. Фактически вся вторая часть книги, озаглавленная «В плену у Терпсихоры», рассказывает не столько о личности Худекова, сколько об истории балета в России. Третья часть – «Любимцы Аполлона» - посвящена отношениям Худекова с художниками – прежде всего с Маковским. И тут не обошлось без танца – Маковский в числе других живописцев принимал участие в работе над крупным издательским проектом – четырехтомной «Истории танцев», выходившей в 1913 – 1916 годах. Это библиографическая редкость, в особенности четвертый том – «в 1918 году почти весь тираж его сгорел во время пожара в типографии, уцелело всего несколько экземпляров». Издание было шикарным – «на меловой бумаге в кожаном переплете и на слоновой бумаге в матерчатом переплете». И все же цена – 10-13 рублей за том – «была сопоставима с жалованьем начинающей кордебалетной танцовщицы, получающей 50 рублей в месяц». Основу издания составила громадная коллекция Худекова – более 15 тысяч документов, рисунков и фотографий по истории западноевропейской и русской хореографии XVII – XIX веков.

    Наконец, заключительная часть книги, «Без покровительства муз», относится к деятельности Худекова-издателя. Она началась в 1871 году, когда издатель «Петербургской газеты» Арсеньев передал ее Худекову. О подлинных причинах этого шага остается только гадать; так или иначе, но Худеков обещал читателям «с добросовестностью следить за ходом текущих событий как в России, так и за границею, а главное – белого не называть черным». Газета тогда была малотиражной. Печаталась всего в количестве 600 экземпляров в маленькой типографии "Человеколюбивого общества". Худеков возглавлял газету двадцать лет, совершенно изменил ее, а потом передал ее своему сыну Николаю. В разные годы с газетой сотрудничали Лейкин, Немирович-Данченко, Лесков. 6 мая 1885 года в ней состоялся литературный дебют Чехова. Под руководством Худековых газета достигла невиданного расцвета – к 1917 году ее тираж достигал 150 тыс. экземпляров. Газета принесла издателю состояние, и на эти деньги он возделывал свои знаменитые сады-дендрарии в Ерлино и близ Сочи – парки, вошедшие во все энциклопедии Европы.

    При всей фундаментальности книга Ирины Красногорской отнюдь не академична. По существу, это свободный роман, переносящий читателя в золотую эпоху русской культуры.