СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]



Обложка Грани глобализации

Обложка_Человечество XXI век



  • Горбачев-Фонд
  • Михаил Горбачев
  • Виктор Кувалдин
  • Ким Лосев
  • Виктор Данилов-Данильян
  • Олег Богомолов
  • Александр Некипелов
  • Валентин Толстых
  • Александр Уткин
  • Также на сайте: - Разделенное человечество
    Интересы и идеалы
    Конец стабильности и "век капитализма"
    - другие материалы

  • Rambler's Top100

    Жизнь в стеклянном доме

    Энциклопедия для детей. Человечество. XXI век. - М.: Аванта+, 2003. - 400с., 40000 экз.
    ISBN 5-94623-058-1

    Горбачев М.С. и др. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 592 с., 5000 экз.
    ISBN 5-94599-062-0

    Книги о глобализации - как труды по медицине. Чтение, полезное для студентов и для специалистов - но не слишком приятное. Тем удивительнее шаг, предпринятый издательством «Аванта+» - выпустить в рамках серии «Энциклопедия для детей» полноценный том «Человечество. XXI век» начальным тиражом 40 тысяч экземпляров. Правда, противного слова «глобализация» на обложке нет, оно присутствует лишь в оглавлении. Но едва ли случайно основные темы книги почти совпадают с главными темами труда «Горбачев-Фонда» «Грани глобализации». Подзаголовок абсолютно точен - это и впрямь книга о трудных проблемах современного развития. И предназначена она - верьте аннотации! - прежде всего политологам, экономистам, социологам, международникам, студентам и преподавателям вузов.

    Всем остальным, «кого интересуют проблемы современного мира», даже взрослым, лучше обратиться к энциклопедии «Аванты». Во-первых, она лучше написана, во-вторых - не такая страшная. В-третьих, что немаловажно, почти свободна от идеологических пристрастий. И это хорошо - потому что дискуссия о процессе глобализации в последние годы стремительно политизируется (вот и книга «Горбачев-Фонда» отражает в основном точку зрения социалистов).

    Новый том «Аванты» - кажется, одна из первых попыток в доступной для массового читателя форме определить специфику нашего времени, уже не вписывающегося в традиционную «новейшую историю». И в этом смысле она прекрасно дополняет вышедшие ранее тома «История XX века. Зарубежные страны», «Человек», «Общество», «Страны. Народы. Цивилизации».

    Зачем читать о глобализации?

    Почему процесс глобализации вообще заслуживает массового внимания? (А тираж авантовского тома безусловно свидетельствует об этом). Ведь эту глобализацию, будь она неладна, каждый день по телевизору показывают в новостях: тут взорвали, там сгорело, здесь ультиматум, доллар против евро, рубль качается, нефть течет (то ли в море, то ли мимо), летят самолеты, строчат пулеметы, беженцы бегут, мигранты так и наседают... Что же, еще и книги об этом читать?

    Читать, ибо глобализация - та же политика. Если вы не интересуетесь ею, это не значит, что она не интересуется вами. В самом деле, только в ближайшие двадцать-тридцать лет нас ждут:
    - радикальные перемены в структуре мировой экономики, при этом не исключен глубокий спад;
    - многочисленные проблемы, связанные с демографическим кризисом: с одной стороны, огромное и молодое население в бедных странах, с другой – старое и сокращающееся население в богатых странах;
    - последствия кризиса, связанного с нехваткой ресурсов, прежде всего, воды, плодородных земель и стратегического сырья;
    - кризис, связанный с противоречием между глобальным характером будущей цивилизации и традиционными ценностями;
    - последствия экологического кризиса.

    Глобализация лезет и в повседневную жизнь, вынуждая, скажем, российских автомобилистов задаваться мучительным вопросом: если все хотят ездить на иномарках, почему наш национальный интерес - в защите отечественного автопрома?

    Становление мегаобщества

    Четкого определения глобализации не существует. Если в энциклопедии «Аванты» сказано: «глобализация - это охватывающие всю планету потоки капитала, товаров, услуг и отчасти рабочей силы, (...) размывание национальной принадлежности капитала, сосредоточение управления производственными процессами в штаб-квартирах транснациональных корпораций», то в интерпретации М.С.Горбачева все перечисленные признаки суть лишь ключевые элементы «политики неолиберального глобализма». Глобализация же есть объективный процесс - фактически архитектор перестройки считает ее синонимом глубокого кризиса всего мирового порядка, кризиса, который требует изменения «господствующей системы ценностей». Точнее было бы сказать - «систем ценностей», потому что ответ на вызов глобализации вынуждены давать даже те, кто любой ценой хотел бы ее избежать.

    Ярче всего пишет об этом в горбачевском сборнике Виктор Кувалдин: «небывалая интенсивность связей между людьми, отдельными группами, народами, государствами, цивилизациями делает индивидов человечеством, открывает вселенский простор силам добра и зла. Глобализация подрывает основы «островного сознания». При всем желании в современном мире нельзя надолго, а тем более навсегда, изолироваться от глобальных проблем. Если мир взаимозависим, значит, он и взаимоуязвим». Фактически, мы живем в стеклянном доме, и любое резкое движение может привести к тяжким последствиям. Именно поэтому, считает Кувалдин, человеческое бытие «более не укладывается в привычные рамки национально-государственных образований».

    Заметим, что именно этой идеей - осознанно или нет - руководствовались редакторы и авторы авантовского тома: об этом свидетельствует само его построение «от человека». Начать раздел о «трудных вопросах современного развития» главами о питании, одежде и жилище лишь кажется парадоксальным, - но глобализация просто лезет из всех щелей: бананы в наших магазинах самое верное тому подтверждение...

    Кувалдин определяет глобализацию как «процесс формирования глобального человеческого сообщества», и с явным восторгом пишет о «воссоздании родового единства человечества», о «грандиозной эпопее становления единого взаимосвязанного, взаимозависимого и взаимопроникающего мира» - о формировании «мегаобщества», описание которого требует совершенно новых подходов. Разработка этих подходов, возможно, приведет к революции в общественных науках - сравнимой с той революцией, которую вызвало в естественных науках появление теории относительности.

    Воодушевление ученого понятно - но что делать обычному человеку «у бездны мрачной на краю»? Исторический опыт подсказывает: ох, лучше бы не надо перемен... А тут нас прямо извещают - срок действия точек опоры истекает. В том числе и той, что доселе казалась незыблемой - государства. Мы-то хорошо помним, каково это - когда государство вдруг исчезает. И половина Европы помнит - во всяком случае, восточная. Эрозия государства проявляется не повсеместно, но признаки ее заметны во всем мире. Это, прежде всего, неэффективность управления. Отсюда – стремительный рост социальных проблем (США, Россия, Франция, Индонезия, Аргентина... и еще десятки стран), невозможность полностью контролировать свою территорию (Россия, Колумбия, Индонезия, Филиппины, Пакистан, Грузия, Алжир...), утрата экономической независимости (кажется, сюда можно вписать почти все страны мира - риски, возникающие в процессе формирования глобальной экономики подробно описывают в «Гранях глобализации» академики Олег Богомолов и Александр Некипелов).

    Эти нерадостные тенденции - основа критики со стороны антиглобалистов (с политической точки зрения, довольно разношерстного сообщества, в котором преобладают левые) и неоконсерваторов. Именно эти силы сегодня бьются в арьегарде под знаменем Традиции - потому что даже с точки зрения антиглобалистов, глобализационные процессы охватили уже всю планету. Эта борьба почти не отражена в горбачевском сборнике (видимо, в силу его политической ангажированности), но довольно подробно описана в авантовской энциклопедии. Краткая и весьма информативная заметка об истоках антиглобализма, статья политолога Анатолия Уткина о геополитике (в которой, правда, не подчеркивается, что, с концептуальной точки зрения, геополитика представляет собой альтернативу построениям «глобалистов»), многократные напоминания о различиях в культурных и религиозных традициях - все это охладит горячие головы. «Представление о том, что мир фундаментально един, поскольку ценности западной цивилизации являются общечеловеческими, прекраснодушная иллюзия», - отмечают авторы статьи «Глобализация».

    На тонущем «Титанике»

    Увы, но общие у человечества только проблемы (и, может быть, еще знания). Собственно, одна из загвоздок глобализации в том и состоит, что эти общие проблемы становятся все более глобальными, а решать их придется в индивидуальном порядке. Как если бы жильцам предстояло капитально отремонтировать дом за свой счет и своими силами - потому что обращаться за помощью некуда.

    Главная проблема - выжить. О ее масштабе в горбачевском сборнике пишут ученые Виктор Данилов-Данильян и Ким Лосев. Собственно, пишут они об этом с конца 1980-х - но воспринимать их идеи общество не хочет (да и среди многих ученых они не находят понимания). Предлагаемый (и единственно возможный) выход из кризиса предлагает резкий отказ от стандартов потребления, сложившихся в развитых странах (и отказ от достижения этих стандартов во всем остальном мире), активную политику по сокращению численности населения, и, соответственно, ограничение многих прав и свобод.

    Авторы понимают, что предложения их будут встречены без восторга: «пропагандистская машина будет направлена не только против идей рационализации потребностей, но и против нормализации демографического процесса... разумеется, самыми употребляемыми при этом будут обвинения в антигуманности и нарушении прав человека». Заметим, что принятая на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году концепция устойчивого развития, в поддержку которой выступают наши левые, довольно далека от столь радикального подхода - хотя и предполагает разного рода ограничения. Среди краеугольных камней, вокруг которых идут жестокие споры, - сокращение в исторически обозримые сроки численности населения до экологически приемлемого 1 миллиарда человек. Ученые призывают «отступить, чтобы выжить» - но для этого надо перевернуть вверх дном все привычные ценности. Экологи убеждены, что наша планета - это уже получивший пробоину «Титаник», но их не слушат ни общество, ни политики, ни экономисты.


    Итак, вопрос о глобализации возвращает нас к фундаментальным ценностям, фактически - к вопросу о жизни и смерти, к кантовским "что я могу знать?", "что я должен делать?", "на что я смею надеяться?" и "что есть сам человек?

    И совсем не случайным видится постоянное сопоставление современных процессов с концепциями мировых религий и древнейших религиозных систем в книге «Аванты». Ведь толкование современных процессов в мире прямо связано с пониманием природы человека. Если мы - всего лишь еще один неповторимый вид, следовательно, мы вынуждены безоговорочно подчиниться «экологическому императиву». Иначе - скорое и быстрое вымирание. Если же человек - нечто иное, тогда и решение должно быть иным. Другое дело, что критерия истины в данный момент у нас нет. Вера, знание, опыт и здравый смысл тянут в разные стороны.

    Человечество соединяется, оставаясь поразительно разъединенным духовно, кичась поразительной духовной нищетой. В горбачевском сборнике этим проблемам посвящена большая статья Валентина Толстых. Характерны подзаголовки: «Духовная реформация», «К новой цивилизационной парадигме»... «Без духовного единства, которого еще нет, плоть глобального общества , которая уже возникла, долго не продержится», - предупреждает автор. Выход предлагают в заново осмысленных принципах гуманизма, вненациональном органе управления и утверждении принципа ограничения и самоограничения... «Добровольная аскеза как противовес потребительски-гедонистической психологии и морали»? Блажен, кто верует...

    Вопросы этики, по существу, составляют основное содержание и авантовской книги. Фактически каждая глава ставит острейшие вопросы: существует ли прогресс? Можно ли говорить об общечеловеческой нравственности? Есть ли у людей свобода выбора? Можем ли мы вообще предвидеть будущее? Как научиться выбирать из множества истин? Как устоять в потоке перемен, на что можно надеяться? Удивительно - но точки опоры находятся, прочитываются между строк . И в этом смысле новая энциклопедия «Аванты» - пособие по выживанию. Тогда как сборник «Горбачев-Фонда» - всего лишь предупреждающий знак, пусть яркий и заметный.