СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]




Нил Гейман в СЛОВОСФЕРЕ


Rambler's Top100

Свет живой звезды

Гейман Н. Звездная пыль / пер. с англ. А.Дубининой. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. – 253 [3] с.

Путь в волшебную страну открыт для всех. Но не всем суждено оттуда вернуться. Роман Нила Геймана «Звездная пыль» - о том, кто не вернулся. Книга эта, получившая в 1999 году премию за лучшее произведение в жанре мифопоэтической фэнтези для взрослых, стоит немного в стороне от основной линии творчества писателя, которого часто причисляют к мастерам «темной фэнтези». Ничего «темного» здесь нет – даже экранизация романа, которую совершенно спокойно могут смотреть 12-летние, получилась куда более суровой и жестокой. Пожалуй, «Звездная пыль» - редчайший пример «фэнтези без насилия». Магии – вагон и маленькая тележка, но мечи, поединки, борьбу светлых и темных сил ищете в других книгах. Конечно, в «Звездной пыли» вас могут превратить в козла, в садовую соню и даже в земляного червяка. На худой конец – поднести отравленное питье. Но даже коварный мститель поджигает домик злой ведьмы с помощью романтической поэзии. Нет, не то что бы прямо так глаголом жжет, но просто раздирает книжку на листы и разжигает с их помощью хворост… Но куда ему против ведьмы – обернулась она маленькой змейкой, да и ужалила. Но обо всем по порядку.

В доброй старой Англии близ деревушки Застенье есть, сами понимаете, стена. А в стене – дыра, пролом. И видны сквозь тот пролом «широкий зеленый луг, за лугом – ручей, а на дальнем его берегу встают высокие деревья». Иной раз мелькнут меж стволами смутные тени, какие-то странные фигуры, загадочные мерцающие создания… Людям туда хода нет – точнее сказать проход туда сильно ограничен. И в обязанности жителей Застенья как раз входит никого на ту сторону не пускать. «Снимают стражу только раз в девять лет, на Майский праздник, когда на лугу за стеной открывается ярмарка». И вот, в те времена, когда королева Виктория была еще молода, один из жителей деревни побывал на этой ярмарке – и одна из потусторонних прелестниц одарила его своей любовью. А через девять месяцев у пролома стояла корзинка с младенцем и с запиской. Что же – из младенца вырос красивый, романтичный и непрактичный юноша Тристран Тёрн, никак неспособный освоить ремесло посыльного в магазине. И угораздило его влюбиться в самую красивую девушку в деревне. Она, конечно, над ним смеялась – а он обещал ей все сокровища мира. Да хоть вот ту падающую звезду, которая только что упала… На той стороне стены.

Но что значит для безрассудного влюбленного мальчишки сходить на тот свет и вернуться обратно? Он бросился к пролому и легко перебрался на ту сторону, в совершенно неурочное время, когда смертных там никто не ждет. Тристран только не знал, что падающие звезды на той стороне совсем не таковы, как на этой. Они совсем не похожи на кусок метеоритного железа, они живые и светятся. Они просто неземной, ослепительной красоты девушки. И к тому же – капризные. А еще Тристран не знал, что на той стороне – династический кризис, и непонятно, кому суждено стать 82-м лордом Штормфорта и повелителем Высоких Скал. И уж, конечно, он не знал, что живое сердце упавшей звезды на многие века возвращает молодость – если правильно вырезать его из груди, пока звезда еще жива. И королевы ведьм уже вышли на охоту. И вышли на охоту те, кто жаждет найти Камень власти Штормфорта – тот самый, что волею случая оказался у звезды.

Отдадим должное Гейману – он превосходно обыгрывает мюзикхольно-голливудский штамп. Звезда, конечно, красива, но взбаломошна, капризна, не стесняется в выражениях – а потом, вовсе не горит желанием стать подарком для какой-то там девчонки. Но цепь из кошачьего дыхания, рыбьей чешуи и лунного света с мельничной запруды так просто не разорвешь… И начинается опасное странствие по волшебной стране, в той самой, где находит приют каждый уголок земли, «который вытесняют с карт исследователи, убедительно доказывая, что такого места не существует». И встретить там можно всякое – другому бы хватило на семь полновесных романов по тысяче страниц…

Гейман, однако, лаконичен, сюжет его интересует иной раз менее, чем игры с английской классикой. В конечном счете, весь роман – до некоторой степени парафраз эпиграфа, стихотворения Джона Донна «Песня». И когда герой, попав в Волшебную страну, в обществе человечка в широкополой шляпе есть «грибусы, жаренные в масле с диким чесноком», мы прекрасно понимаем, что это за «грибусы» такие, а ведь Тристран только маленький кусочек откусил… Но мир сразу стал все страньше и страньше…

Жаль только, что волшебство книги куда-то вымылось из довольно удачного фильма, вышедшего на экраны в начале августа. Резко прибавив драматизма, режиссер убил атмосферу – вот это «кошачье дыханье», переливающиеся огоньки в зарослях, шепот неведомых голосов, плеск воды у мельничной запруды. Если в книге правят бал колдовство и магия, то фильме – меч и топор, и все ждешь, когда какой-нибудь Конан-варвар выскочит. Блестящий, по существу, центральный эпизод фильма с Робертом де Ниро в роли брутального, но доброго капитана воздушного корабля ловцов молний в книге занимает всего пару страниц и даже не имеет большого значения… Впрочем, главное осталось – никто не может знать, где обретет Мечту своего сердца.