СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]





  • Джеймс Эллрой - Эллрой Д.
    Белый джаз
    . - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
  • Лос-Анджелес 1950-х
  • Говард Хьюз
  • Rambler's Top100

    Невинность росомахи

    Эллрой Дж. Город Греха: Роман / Пер. с англ. В.Симакова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 688 с. 4000 экз. (п) (серия «Нуар») ISBN 5-9709-0189-X

    Был такой фильм «Тайны Лос-Анджелеса», оскароносный, культовый, снятый с размахом как раз по мотивам романа Джеймса Эллроя (кстати, в оригинале – не «Город греха», а «The Big Nowhere» – «Большое Нигде». Но с книгой он соотносится достаточно отдаленно – прежде всего потому, что экранизация, как правило, начисто убивает подтексты оригинала. А у Эллроя подтекстов предостаточно – начиная с отсылающего к Джозефу Конраду эпиграфа до всей этой суеты вокруг заполонивших Голливуд «красных», тяжких отношений отцов и детей, «еврейского вопроса» и крепкой психоаналитической подоплеки… Это только то, что видно из сегодняшней России, а в 1988 году в Америке наверняка cчитывали куда больше подтекстов – ибо есть в книге и незримые «русские», и вполне зримые геи, они же «голубые».

    Для Америки это книга о баснословных долиберальных временах, о которых втайне тоскует консервативный и набожный обыватель – когда черных можно было спокойно назвать неграми. Ну, а к мексиканцам и японцам относились так же, как в сегодняшней первопрестольной к азербайджанцам или таджикам… И все они - негры, латиносы, "голубые" и, конечно же, бабы знали свое место. Для консервативной Америки это книга о том, как прогнила система, как погубили ее жадность и порочность человеческой натуры; для либеральной – от том, в каких муках и в какой грязи рождалась Америка политкорректная, либеральная и, как ни странно, часто склоняющаяся к тоталитарным идеям. Потому герой-победитель, Базз Микс, победителем не выглядит, и вообще ему не по себе от захватывающей дух перспективы: «Вот его будущее, на заднем сиденье: обрез, героин и полтораста тысяч долларов». Но даже в 1950-м с таким набором далеко не уедешь – теперь-то это все знают…

    Российскому читателю Лос-Анджелес 1950-х живо напомнит славные лихие девяностые – когда вдруг все стало можно, а у некоторых уже появились сумасшедшие деньги. Но сходство внешнее – потому что процессы в наших странах шли в противоположном направлении. У нас срывало все гайки и клапаны, в Америке их последовательно закручивали и продолжают закручивать, и место герою с заряженным картечью обрезом остается лишь в фильмах и романах. Единица – ноль, - твердит нам вослед великому пролетарскому поэту американская корпоративная культура, взошедшая на левых идеях. «Красные», «комми», для которых Эллрой не жалеет сатирических красок (чего стоит «официальный психоаналитик коммунистической партии» - хотя можно не сомневаться, были и такие), победили, окончательно и бесповоротно.

    Но для этого хорошим парням пришлось стать плохими и очень плохими – такими, как Базз Микс или Мал Консидайн – но не такими мерзкими, как их оппоненты. Собственно, не стать мерзавцем довольно просто – нужно сохранять хоть какие-то понятия о чести и в глубине души понимать, что не все в этом мире меряется деньгами. Что люди все же не такие грязные свиньи, какими вынуждены становиться для того, чтобы выжить. Но наличие такой малости ставит любого хорошего парня (пусть даже и не слишком хорошего), под удар – потому что тех, кто не продается, дешевле убить.

    Вот в этом-то крысятнике молодой помощник шерифа Дэнни Апшо сталкивается с ужасным, нечеловечески жестоким преступлением. Очень скоро становится ясно, что в городе орудует маньяк. Но убивают-то людишек третьего разбора, каких-то «педиков», и правильным полицейским, тихо окучивающим свои поляны, совершенно не с руки копаться в этом дерьме. На счастье, его поддерживает ярый карьерист Мал Консидайн. Не за так, разумеется. Таланты Апшо нужны ему и для того, чтобы раскрутить дело о «красном заговоре» в Голливуде – потому что леваки слишком уж мутят воду в профсоюзах на студиях Говарда Хьюза, и Хьюз платит за то, чтобы разобраться со смутьянами раз и навсегда. Для этого у него есть суровый парень Базз Микс, полиция Лос-Анджелеса и еще кое-какие рычаги влияния. И Дэнни Апшо включается в борьбу с красными, потому что это дает ему шанс раскрыть дело маньяка… Вот только оказывается, что красные, голубые и легавые слишком уж повязаны в этой мрачной истории – повязаны кровью. И кровь эта по очереди поглощает всех – персонажи романа гибнут один за другим. А единственной невинной жертвой остается съеденная маньяком росомаха. Росомаха – зверь кровожадный, но куда ей до человека…

    ©Петр Дейниченко
    Ранее опубликовано в газете "Книжное обозрение"