СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]



Обложка






  • Rambler's Top100

    Тщательно пережевывая пищу

    Современная энциклопедия «Аванта+». Кулинарные традиции мира / Вед. ред. Е.Ананьева. - М.: Аванта+, 2003. - 432 с., 15000 экз.
    ISBN 5-94623-028-X

    Старая мудрость гласит: не рассматривай пристально то, что ешь. Иногда лучше закрыть глаза - больше удовольствия. Большинство из нас так поступает, вкушая какое-нибудь экзотическое блюдо. Тем же, кто предпочитает удовольствиям мудрость, предназначен новый том «Современной энциклопедии». Это не собрание рецептов (хотя без них не обошлось), а рассказ о том, почему люди разных культур едят ту или иную пищу и как они это делают. Не случайно над книгой работали не столько повара, сколько этнографы, историки и журналисты.

    Блюдо получилось оригинальное и в меру экзотическое. Сильные концептуальные главы, открывающие во многом неизвестную широкому читателю точку зрения на еду («Пищевая карта мира», «Еда и религия», разделы, посвященные диетам и обработке пищи) чередуются с отлично написанными, но вполне ожидаемыми рассказами об отдельных продуктах, винах и застольном этикете. Завершает книгу «Кулинарный атлас мира» - путешествие по странам и континентам в поисках вкусной и здоровой пищи. Это отличное пособие для путешественника: где еще вы узнаете, чем вас могут накормить дружелюбные аборигены. Гусениц потрошат, сыры заражают плесенью, медуз вялят, крепкие напитки гонят разве что не из табуретов - и все это, как правило, вкусно и полезно - по крайней мере, после того, как привыкнете. Просто люди все разные. И «чей-то хлеб - абрикосы, финики, бизон, селедка или морж...»

    Пожалуй, эти различия между людьми поражают больше всего. Нас учили и учат, что все люди, в общем-то, одинаковы, что культурные и этнические различия - ничто перед лицом всеобщей мировой культуры, цивилизации, общечеловеческих ценностей... Просто одни дотянулись до этих ценностей чуть-чуть раньше, а теперь должны помочь остальным, волей обстоятельств еще прозябающим в невежестве. «Что ж вы, есть не можете по-человечески?» - изумлялись цивилизаторы, глядя, как какие-нибудь ненцы черпают дымящуюся кровь из брюха только что убитого оленя. И свозили детей северных народов в интернаты, давали им яблоки и капусту - пусть мол, поедят «витаминчиков»... Дети после европейской диеты сильно болели, однако...

    Увы, как ни прискорбно, но людей разделяют более фундаментальные отличия, чем цвет кожи, разрез глаз, язык, религия и идеология. Потому что отличия эти существуют на физиологическом уровне.

    Мир сегодня разделен на две части, в каждой из которых господствует своя модель питания: на основе пшеницы и на основе риса. К этим двум продуктам необходимы различные белковые добавки. Географически первая модель распространена шире, но «по числу подданных» мир риса не меньше. Но употребление того или иного злака больше связано с традицией и климатом. Потому что главная особенность «мира риса» - изначальное отсутствие в нем молока. Потому что большинство монголоидов (а также негроидов) совершенно не усваивают этот продукт и все его производные. Китайцы и японцы не едят сыр, творог, йогурт, сливочное масло... а если и едят, то без всякой для себя пользы. Между тем, классическая триада пищи Запада - хлеб, сыр и вино. (Мясо едят везде, но для большей части населения этот продукт во все времена был доступен очень ограниченно - разве что по большим праздникам). На Востоке вместо сыра - рыба и все ее производные, морепродукты... Кое-что нам нравится, но едва ли нам это полезно.

    По миру, тем не менее, шествует непобедимый фаст-фуд - американский укрепляется в Азии, японский и китайский - в Америке и Европе. В книге ему посвящена особая глава, из которой любознательный читатель наконец узнает, чем все же русская «требуха» отличается от марроканской и есть ли в самом деле разница между «бургерами» от «Макдоналдс» и «Бургер Кинг». Адепты его полны оптимизма: они искренне уверены, что делают благое дело - кормят человечество единственно правильной едой. В чем-то они правы: в «бургерах», пиццах, тортильяс и том-ям-гуне и разнообразных пирожках нет ничего плохого, если правильно их приготовить. Только и есть их надо правильно: не торопясь, с чувством, с толком, тщательно пережевывая...

    ©Петр Дейниченко
    "Книжное обозрение" №7, 2003