СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]




Rambler's Top100

Мир как список

Эко У. Vertigo: круговорот образов, понятий, предметов / пер. с итал. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. - 408 с. Тираж не указан. (п) ISBN 978-5-387-00106-2

Современная цивилизация - что у нас, что в Европе, - к сожалению, не требует даже от тех, кто считает себя интеллектуалами, знания обязательного корпуса текстов. Скажете: не стану я Джойса читать, это - не моё! - и никто не удивится, а некоторые даже поаплодируют. Дело, однако, обстоит так, что без такого обязательного знания никакая цивилизация долго не протянет: она начнет расползаться на куски, на какие-то субкультуры, и в конечном счете превратится во что-то иное: как ни странно, скорее всего в другую цивилизацию со своим корпусом обязательных знаний. От прежней останутся только отдельные памятники, которые в лучшем случае будут демонстрировать в качестве экзотических артефактов, как египетские пирамиды туристам, а в худшем - просто забудут и забросят, а то и намеренно сотрут с лица земл, дабы не возникало у юношества неудобных вопросов.

Настоящих гуманитариев такое положение очень беспокоит, и они в меру сил пытаются противостоять сложившейся ситуации - хотя бы демонстрируя погрязшим в счастливом и опасном невежестве современникам, что обязательный корпус знаний вообще существует. Умберто Эко, как бы к нему не относиться, делает в этом направлении немало: он говорит с невеждами-простецами, пусть и с университетскими дипломами, и мягко и ненавязчиво просвещает их. Тут написано "как бы к нему не относиться" - это потому, что позиция Эко далеко не всем нравится; многие его коллеги и единомышленники с куда большим рвением хорошенько бы вздули невежд да засадили бы их зубрить латинские и греческие склонения и спряжения. Но Эко поступает иначе: он пишет занимательные романы, популярные книжки, наконец, устраивает в Лувре цикл лекций. Сам он - уже достаточно раскрученная масс-медиа фигура, чтобы позволить себе говорить на любую тему: слушатели все равно придут. Одновременно с лекциями выходит вот эта книга - в некотром смысле ее можно считать прямым репортажем из Лувра, причем репортажем актуальным: лекции читались в ноябре 2009 года.

Предметом своего лекционного цикла Эко избрал списки, или перечни - одну из древнейших форм повествования и описания мира, благополучно дожившую до наших дней. Современные отечественные критики, обнаружив этот прием в романе финалиста премии "Большая книга" Александра Терехова "Каменный мост", очень удивились и поспешили объявить о новом слове в русской литературе. Но это, должно быть, потому что они мало читали классику.

Что же - Эко начинает с азов, с Гомера. По правде говоря, цивилизационная трещина, отделяющая нас от совсем еще недавних времен, уже сделалась очень глубока. Как это ни печально, но между Гомером, Джойсом и евангелистами куда больше общего, чем между ними всеми и современными интеллектуалами (или теми, кого к ним причисляют). У нас очень любят цитировать Мандельштама: "Я список кораблей прочел до середины". Но многие ли повторили это опыт? Возьмите книгу Эко - отрывок из "Илиады" со списком кораблей тут есть в полном виде, в переводе Гнедича.

Да, это - хрестоматия. Все фрагменты отобраны по одному принципу - это великолепные, проверенные временем перечни. В числе авторов - Гомер, Гесиод, Вергилий, Ариосто, Шекспир, Джойс, Томас Манн, Псевдо-Аристотель, Гюго, Гёте, Рабле (вот уж. поистине, король списков - пусть и скабрезных!), Данте, Борхес. Кальвино... Сам по себе список авторов прекрасен и в заметке об этой книге далеко не полон - как неполна и сама хрестоматия, в которой есть фрагменты из Библии, лютеранских литаний, перечни ангелов и демонов... Неполноту ее поясняет сам Эко: "Я уверен, что меня завалят письмами с вопросами, почему в книгу не попал тот или иной автор. Ответ: во-первых, я не вездесущ, и множество текстов, где присутствуют списки мне попросту незнакомы. А во-вторых, если бы я захотел включить в антологию все списки, попадавшиеся мне за время работы, эта книга разрослась бы до тысячи страниц, если не больше". Вот, смотрите, как Эко мягко обращается с читателем - нисколько не поучая нас, он словно говорит: я такой же малознающий, как и вы, я не могу знать всего, давайте вместе приобщимся к этим тайнам. И в то же время лукавит: в книгу вошли как раз те списки и перечни, которые непременно следует прочесть, а также те, читать которые занимательно - ровно для того, чтобы увлечь нас.

Наконец, если чтение вас утомляет. эту книгу можно просто рассматривать - потому что на две трети это художественный альбом. Лекции все же читались в Лувре, и изобразительный ряд подбирался так, чтобы проиллюстрировать так называемые визуальные секвенции - это когда смотришь на картину и "думаешь, что внутри рамы показано не все, что это лишь пример некоей совокупности, исчислить которую столь же трудно, как воинов у Гомера". Эко приводит в пример "Картинные галереи" Джованни Паннини, "Сад земных наслаждений" Босха, "Страшный суд" Микеланджело и классические голландские натюрморты; здесь есть иллюстрации из старинных ученых трудов и фотографии современных музейных залов (Большой зал Музея Времени в Парме производит поистине фантастическое впечатление...)

В некоторой степени книга Эко - это малый список важнейших перечней, призванный продемонстрировать нам, какие они были и бывают: от перечня богов до хаотичных перечислений модернистов, вплоть до интернета, "царя всех списков мира", предоставляющего "в наше распоряжение каталог информации, от которого мы чувствуем себя богатыми и всесильными, но зато теряем представление о том, что в нем относится к данным реального мира, а что нет, и утрачиваем способность отличать истину от ерунды".

Эко, конечно, иронизирует: отличать истину от ерунды мы не сможем, если войдем в мир списков через Интернет. Те же, кто начнут с самого начала, смогут приобщиться к истокам нашей цивилизации и смогут сохранить их. Начнем и мы: "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома..."

©Петр Дейниченко
"Читаем вместе"