СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]



Обложка1

  • Друиды
  • Франсуаза Леру
    Книги о кельтской культуре на сайте:
    - Пенник Н., Джонс П.
    История языческой Европы
    (Barbaricum).
    - СПб.: Издательская группа "Евразия", 2000.
    - Представления о смерти и локализация иного мира у древних кельтов и германцев.
    - М.: Языки славянской культуры, 2002.


  • Rambler's Top100

    Срезающие омелу

    Леру Ф. Друиды. - СПб.: Евразия, 2000 (Magicum). - 288 с. 4000 экз. (п)
    ISBN 5-8071-0031-X

    Кто были друиды - жрецы древних кельтских богов? Откуда пришли они и в чем заключалось их учение? Ирландская традиция на этот счет говорит недвусмысленно:

    "На северных островах земли были племена Богини Дану и постигали там премудрость, мгию, знание друидов, чары и прочие тайны, покуда не превзошли искусных людей со всего света.
    В четырех городах постигали они премудрость, тайное знание и дьявольское ремесло - Фалиасе и Гориасе, Муриасе и Финдиасе.
    Из Филиаса принесли они Лиа Фаль, что был потом в Таре. Вскрикивал он под каждым королем, кому суждено было править Ирландией.
    Из Гориаса принесли они копье, которым владел Луг. Ничто не могло устоять перед ним или пред тем, в чьей руке оно было.
    Из Финдиаса принесли они меч Нуаду. Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уж не мог от него уклониться, и был он воистину неотразим.
    Из Муриаса принесли они котел Дагда. Не случалось людям уйти от него голодным.
    Четыре друида были в тех четырех городах: Морфеса в Фалиасе, Эсрас в Гориасе, Ускиас в Финдиасе, Семиас в Муриасе. У этих четырех филидов и постигли племена богини премудрость и знание".

    (Битва при Маг Туиред)

    К тому времени, когда римляне впервые столкнулиь с друидами, те были на вершине своего могущества. Казалось, они в самом деле способны словом остановить битву.

    "Перед ними, на востоке, видел я другое войско. Спокойный, почтенного возраста человек, седой до белизны, шел во главе него. Он облачен в ослепительные белые одежды с каймой из чистого серебра; на теле его прекрасный белейший хитон; под плащом видна светлая серебряная рукоять его меча, и он несет на плече бронзовый жезл..."

    И даже несокрушимые римские легионы, несмотря ни на что теснившие галлов, случалось замирали в нерешительности при виде проклинающих их друидов. Словно окаменев, римляне "подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары".

    Галльская война, записки о которой оставил нам Юлий Цезарь, была одна из самых жестоких войн древности. По сути, она стала столкновением циывилизаций - греко-римской и кельтской. Несмотря на отчаянное сопротивление (только во время восстания царицы Боудикки в Британии было уничтожено более 70 тысяч римских граждан), кельты проиграли. Европа пошла по римскому пути. Кельтская традиция осталась под спудом. Сегодня мы знаем о ней во многом благодаря уважению, которое римляне сохранили к своему грозному противнику. Античные авторы буквально заворожены были образом друида - мага и поэта, ибо ближайшие аналогии находили лишь в баснословной Индии.

    Но таковы ли были подлинные друиды? Французская исследовательница собрала все возможные письменные свидетельства, чтобы воссоздать "типичного", по ее мнению, друида и понять его роль в кельтском обществе на рубеже нашей эры. В книге подробно описываются магические практики друидов, организация жреческого сословия, отношение друидов и кельтских царей.

    Казалось бы, всем хорошая книга - но когда Франсуаза Леру пытается воссоздать некоторые положения учения друидов, получается не слишком удачно. Неудача закономерна. Три "но" заставляют относиться к этой работе с большой острожностью. Прежде всего, книга тенденциозна. Почему-то Леру всеми силами отделить друидов от кровавых жертвоприношений, о которых свидетельствуют античные авторы и которые в ту эпоху были вполне типичны. Поэтому ее образ "типичного" друида изначально подгоняется под некую схему - чего неискушенный читатель может и не заметить. Далее, исследовательница намеренно не включает в круг своих источников археологические свидетельства - зачастую куда более красноречивые. В итоге "типичный друид" получается у Леру совершенно бесплотным и напоминает скорее персонажа второсортной фэнтэзи. Наконец, книга просто устарела - она впервые была издана в 1961 году, а потому не учитывае более поздние открытия. К счастью, последние два пробела восполнены большой и глубокой вступительной статьей Н.С.Широковой - одного из лучших наших специалистов по древним кельтам.

    Смазывает впечатление от книги и небрежность издания - опечатки в именах и названиях сбивают с толку слабо подготовленного читателя. Стоило бы обновить и обширный список литературы - труды отцов кельтологии, на которые сылается Леру, безусловно - классика, но с середины 1950-х вышло немало хороших и, что еще важнее, куда более доступных современному читателю работ.



    © Петр Дейниченко
    ;"Книжное обозрение" №3, 2001