СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]




Древнейшая история в СЛОВОСФЕРЕ
  • Петр Куценков Искусство без человека?
  • Семенов В.
    Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век.

    — СПб.: Азбука-классика, 2008. — (Новая история искусства)
  • Соловьев А.И.
    Оружие и доспехи: Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья.

    Новосибирск: ИНФОЛИО-пресc, 2003.
  • Екатерина Дэвлет
  • Альтамира
  • Марселино Санс де Саутуола
  • Хронология палеолита
  • Rambler's Top100

    Карты иной реальности

    Дэвлет Е.Г. Альтамира: у истоков искусства – М.: Алетейа, 2004. – 280 с. (Vita memoriae) 2000 экз. (п) ISBN 5-98639-003-2

    История открытия палеолитического искусства полна драматизма. Когда первооткрыватель пещерной живописи Альтамиры Марселино Санс де Саутуола уведомил об этом ученый мир, большинство археологов сочли, что он в лучшем случае добросовестно заблуждается. Участники конгресса по антропологии и доисторической археологии, проходившего тогда в Лиссабоне, даже не сочли нужным взглянуть на рисунки, а позднее его и вовсе обвинили во лжи. Самое интересное, что такие рисунки вовсе не были тайной – Саутуола только попытался ввести их в научный оборот. Похожие изображения на камне – петроглифы - были давно известны по всей Европе, но никому не приходило в голову связать их с первобытными людьми – потому что все здравомыслящие люди пребывали в убеждении: дикари рисовать не умели.

    Между тем, пещерные рисунки верхнего палеолита превосходят совершенством многие произведения искусства классических культур древнего мира. Значит ли это, что после относительно короткого расцвета человечество погрузилось в долгие тысячелетия упадка? Или всего лишь говорит о том, что теории прогресса к искусству неприменимы? Эта проблема до сих пор повергает в замешательство ученых, потому что любая гипотеза бросает вызов как господствующим религиозным и философским представлениям о сущности человека, так и научным концепциям о развитии человечества. В самом деле, если их создатели были такие же люди как мы, что мешало им продолжить поступательное развитие? Почему между рисунками Альтамиры и более поздним искусством такой долгий – почти в 15 тысяч лет – разрыв? Если же на стенах пещер рисовали не совсем люди, то все идеи об уникальности человеческого рода остается выбросить на свалку. Сегодня вопросы эти начинают обсуждаться в научном сообществе, но все же материальных свидетельств для того, чтобы склониться в сторону какой-либо теории, пока недостаточно.

    Екатерина Дэвлет подробно рассказывает об истории открытия главных памятников палеолитического искусства. Сейчас они известны по всему миру, однако из более чем 300 пещер с изображениями, которые датируются в диапазоне 30 тысячелетий, 150 расположены во Франции, 125 – в Испании, 21 – в Италии, и остальные единично встречаются по всей Северной Евразии. Разумеется, это распределение отражает и степень археологической обследованности территории, и природные условия, часто не позволяющие сохраниться столь древним памятникам. В книге приводится сводная таблица, отражающая возраст живописи в разных пещерах, а также схемы главнейших памятников.

    Изображали древние люди прежде всего животных, со всей анатомической точностью и высочайшей выразительностью. Для палеонтологов иной раз такие рисунки – настоящий клад, ибо позволяют воочию увидеть, как вели себя мамонты, шерстистые носороги и пещерные медведи. Сохранились тысячи изображений: по стенам пещер словно идут стада бизонов, оленей, мамонтов. А вот люди на рисунках встречаются редко. Иногда пещерные рисунки выстраиваются в сюжеты, которые хочется интерпретировать – но автор призывает к осторожности: на самом деле рисунки делали в разное время, и между двумя соседними изображениями может быть не одна тысяча лет. Часто нарисованы звери, пронзенные копьями и стрелами, умирающие. Некоторые ученые считают, что такие рисунки носили ритуальный характер, но вообще-то никто не знает, зачем наши далекие предки в колеблющемся свете масляных ламп и факелов наносили охрой и углем эти рисунки на стены пещер.

    Еще одна большая группа рисунков – это знаки: спирали, кресты, окружности, ладони, углубления в камне. Иногда они расположены вперемежку с рисунками животных. Предполагают, что многие из них могут носить астрономический или вовсе абстрактный характер: возможно, например, что лабиринты – это «древние священные карты иной реальности, навигационные приборы – эквиваленты нити Ариадны». Впрочем, некоторые исследователи полагают, что в эпоху верхнего палеолита люди еще не знали о лабиринтах.

    Вопросов и нерешенных загадок в книге куда больше, чем ответов. История открытия и изучения первобытного искусства лишний раз показывает, как мало мы знаем о себе и о древнейшей истории человечества.