СЛОВОСФЕРА: книги


[Все книги]
[Главная]
[Новости]
[Тексты и вокруг: блог]







Rambler's Top100

Древние корни искусства

Семенов В. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 592 с. (Новая история искусства)
Пунин А. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 464 с. (Новая история искусства)

Две книги, открывающие самые глубокие корни искусства, его переход от доисторической фазы к собственно исторической — достойное завершение почти невозможного в наше время проекта — научно-популярной серии из 19 книг, начатой в 2003 году. Читать эти два тома, безусловно, следует подряд и отчасти одновременно — в конечном счете, древняя история Египта давно используется в качестве хронологического репера для позднего бронзового и раннего железного века Средиземноморья, Европы и отчасти Ближнего Востока. Людей в то время на планете было значительно меньше, но это не значит, что они меньше взаимодействовали друг с другом — культурные, технологические и религиозные влияния быстро распространялись на тысячи километров. Известный археолог Владимир Семенов предлагает историко-археологический очерк первобытного искусства, разделяя привычное многим словосочетание «первобытное и традиционное искусство» — потому что нынешнее традиционное искусство так же далеко от первобытного, как классицизм или модернизм. Разумеется, очерк очень популярный — в духе всей серии, рассчитанной не на многознающего, но на любознательного читателя. Автор подробно рассказывает о теориях происхождения искусства, связывающих его появление, в частности, с измененными состояниями сознания, с духовными и религиозными практиками, которые отмечены еще в каменном веке и даже у неандертальцев, которые, строго говоря, людьми не являлись.

В полной мере эта духовная функция выразилась в раннем искусстве Древнего Египта, о котором рассказывает доктор искусствоведения Андрей Пунин. Его книга — уже совсем популярный очерк, на уровне хорошего путеводителя, и повествование он строит не хронологически. По сути, это прогулка по самым известным памятникам, доступным большинству туристов — с краткими очерками их истории, сложившимися вокруг них легендами, загадками строительства. Однако тем, кто уже немного знает о Египте, читать это будет не очень интересно - нового в книге мало.

К сожалению, обеим книгам присущи главные недостатки серии — маленький размер иллюстраций (что компенсируется большим их количеством) и отсутствие нормального переплета: сколько-нибудь интенсивное использование этих книг — например, в учебных целях — убьет их за несколько месяцев.

©Петр Дейниченко
"Читаем вместе", 2009