СЛОВОСФЕРА: книги


Выбор альтернативы

Карацуба И., Курукин И. Соколов Н. Выбирая свою историю. "Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов. - М. : КоЛибри, 2006. - 638 с. 4000 экз. (п) ISBN 5-98720-018-0

Содержание

Выход этой книги ознаменовался скандалом, но, всякий, кто по-настоящему увлечен историей, должен быть благодарен этому обстоятельству: серьезные книги по истории в последнее время редко привлекают внимание общественности. К счастью, скандалом мы обязаны не содержательной части, а сиюминутной политике, поскольку «идея этой книги родилась в ходе обсуждения исторических сюжетов с участниками семинаров «Клуба региональной журналистики» и слушателями «Школ публичной политики», проводимых Межрегиональной общественной организацией «Открытая Россия» под председательством М.Б.Ходорковского». С тех пор много воды утекло. «Открытая Россия» заморозила свою деятельность, Ходорковский из респектабельного бизнесмена превратился в заключенного, и, согласно воззрениям авторов книги мы, возможно, сами того не заметив, в очередной раз выбрали свою историю.

Итак, перед нами – 24 ключевых эпизода русской истории, надолго определивших будущее страны. Или, иначе говоря, сделавших нашу страну такой, какой мы ее знаем. Открывается книга 862 годом, призванием варягов, завершается1997-м, полузабытым уже «делом писателей», которое привело к уходу из правительства Анатолия Чубайса, а спустя несколько месяцев – к кризису 1998 года… Вот здесь начинаются вопросы.

Прежде всего – почему выбраны именно эти эпизоды? Неужели за 400 лет – от 862 до 1252 года – ничего судьбоносного не было в России? Соперничество Руси и Великого Княжества Литовского, безусловно, дает почву для далеко идущих альтернативно-исторических построений, но неужели великая феодальная война XV века, разорившая страну, возвысившая Москву и установившая на Руси единодержавие, менее важна для нашей истории? Сдается, дело только в том, что в школе о ней подробно не рассказывают (хотя и следовало бы)...

Но главная проблема – методологическая. Согласно концепции авторов, «исторический выбор мы делаем ежедневно, подчас совершенно этого не сознавая. Иногда только отдаленные последствия могут прояснить все значение сделанного некогда шага. Но всегда наш выбор диктуется образом желательного будущего. Мы выбираем свой проект будущего не только тогда, когда выбираем президента и парламент. Мы делаем это ежедневно, выбирая людей, с которыми дружим, и книги, которые читаем. В любом сообществе людей идет эта сложная борьба между разными проектами будущего». Но авторы, утверждая примат свободной воли в выборе будущего, отмечая, что «каждый акт выбора отодвигает в тень нереализованные потенциальные возможности», почему-то забывают обо всей совокупности прежних выборов. Ведь мы выбираем каждый день, верно? И каждый наш выбор имеет какие-то следствия (пусть хотя бы лично для нас)? Так почему же следует считать, что история уже завершилась и все выборы сделаны? Нет, история не вчера началась и не завтра кончится. Мы бы рады, чтобы наш выбор был окончательным и бесповоротным (вот большевики в 1918 году так и думали – революция свершилась, выбор сделан), ан нет – как писал когда-то испанский философ Ортега-и-Гассет, «человек и его время получают свое бытие от всего хода истории, который в общем мог быть и иным». Проще говоря, читая книгу и размышляя об исторических альтернативах, мы должны помнить, что многие из сделанных когда-то индивидуальных «выборов» еще «не сработали», мы еще не столкнулись с их следствиями. И распад СССР в 1991 году был предопределен в значительной степени не поступками наших современников, а тем, что и как делали и думали наши предки несколько поколений назад, создавая Российскую империю.

Вот этого ощущения преемственности поколений в книге остро не хватает. Каждое событие рассматривается изолированно; кажется даже, что Ельцин 1987 года и Ельцин 1997 года – два разных человека. Между тем, многие странности этого десятилетия объясняются психологией людей, воспитанных советской системой управления, которая сама корнями уходит едва ли не в бюрократию царской еще России.

И все же сама идея – популярно и подробно рассказать о главных событиях русской истории, не обходя острые и дискуссионные моменты – заслуживает всяческой поддержки и уважения. Мы слишком привыкли видеть в истории инструмент текущей политической борьбы. А ведь история – это то, что на самом деле происходило с нашими предками. Удивительно, но если бы они думали и поступали иначе, наша жизнь могла бы в корне отличаться от того, какова она есть; более того, многих из нас просто не было бы, а жили бы вместо нас совсем другие люди. А потому давайте с уважением относиться к прежним выборам исторического развития – ведь для нас они – единственно возможны.


Содержание
«Что быть могло, но стать не возмогло…». (Предисловие Андрея Юрганова)
С точки зрения ежика (вместо введения)
862. Власть и волость
1252. Меж ордой и орденом
1380. Несостоявшийся союз
1418. Самоубийство средневековой демократии
1564. Опричина против земщины
1610. За что боролись в смуту
1666. От «симфонии» к расколу
1697. Европеизация от амуниции
1730. Тридцать душ - цена «конституции»
1763. Минерва и канарейки
1792. Гром победы и храбрые россы
1824. «Мыслящие восстали...»
1830. «Апогей самодержавия»
1860. Отступничество русского Галилеянина
1878. Кровь по совести
1881. Плоды «ананасного манифеста»
1903. «Полицейский карьерист» против «полужида»
1907. Конституционный эксперимент
1917. Война и революция
1918. «Красные», «белые», «розовые» и «зеленые»
1928. Соблазн большого скачка
1968. «Я - могу - говорить!»
1987. Человеческий фактор
1997. Пейзаж после битвы
Горизонт ожиданий (вместо эпилога)




[Все книги]
[Главная]
[Тексты]
[Блог]



Выбирая свою историю

Rambler's Top100