СЛОВОСФЕРА: книги


Рейнская сталь

Ежов В.Д. Конрад Аденауэр – немец четырех эпох. М.: Молодая гвардия, 2003. 311 с., 5000 экз. (Жизнь замечательных людей, вып. 828).
ISBN 5-235-02533-4

Есть такая грустная поговорка: в России надо жить долго. Но не только в России – долго жить надо и в Германии. А может быть – в XX веке. Правда, этот век не многим предоставил такую возможность.

Конрад Аденауэр был одним из счастливчиков. Он шагнул в историю, став первым канцлером послевоенной Федеративной Республики Германии, когда ему уже было за семьдесят. Тогда, к 1949 году, он уже прожил целую жизнь. В ней были две жены, умершие еще не старыми, исполненный завет отца – должность обербургомистра Кёльна, две мировые войны, нацистский застенок... К этому времени Аденауэр исполнил все, что предписывает обычай мужчине – построил дом, вырастил много детей, посадил много деревьев и цветов.

Возможно, некоторые скажут, что высшая власть в стране досталось ему волей судьбы (он был избран канцлером большинством в один голос), но нельзя не признать, что он всю жизнь словно готовил себя к роли Отца Отечества – и блестяще сыграл ее, когда пришел час.

«Человек из железа» – эпитет, который как нельзя лучше подходит к Аденауэру. Жаловавшемуся на бессонницу подчиненному он рекомендовал «работать до усталости», а в машине, несущейся со скоростью 140 километров в час, просил водителя ехать быстрее.

Случись канцлеру жить столетиями раньше, его непременно причислили бы к лику святых. Как у нас Александра Невского. Аденауэр, правда, не был великим воином – но в его время война перестала быть делом добродетельным. А во всем остальном – чем не святой? Был набожен, честен, аскетичен (слабости – рейнское вино и розы), справедлив, гнушался слуг антихристовых (сиречь нацистов и коммунистов), отстаивал перед завоевателями благо своей родины, просил прощения у врагов, каялся, подавал руку слабым, кормил тысячи нищих и бездомных (жителей разбомбленного Кёльна, беженцев, демобилизованных солдат, беглецов из Восточной Германии)... Не хватает лишь чуда – но чудом, по-видимому, был сам Аденауэр. Старость словно забыла о нем. Почти в девяносто лет он активно участвовал в предвыборной кампании своего детища – Христианско-демократической партии Германии: выступал на митингах, переезжая из города в город и работал при этом над мемуарами.

Агиографичность, наверно, не самое лучшее качество для научной биографии, но все недостатки книги искупает тот факт, что, пожалуй, впервые мы увидели историю послевоенной Европы в совершенно ином ракурсе. Подробности жизни и психологии Аденауэра часто уступают место сухому описанию фактов, о которых большинство людей в России либо вовсе не имело представления, либо до сих пор воспринимает чрезвычайно искаженно, в духе советской пропаганды, – таких как Берлинский кризис, создание НАТО, действительная роль коммунистических партий Европы.

Аденауэра, всегда спокойного и расчетливого педанта, человека, говорившего: «Тот, кто несет большую политическую ответственность, должен обладать горячим сердцем, но сохранять холодную голову», – у нас знали исключительно как «оголтелого антикоммуниста», реваншиста, милитариста... Самое смешное, что советские политические ругательства довольно точно отражали реальную картину. Аденауэр всегда прямо говорил, что ненавидит коммунизм, и постарался, чтобы коммунистическая партия Германии оказалась под запретом. Он сделал все, чтобы возродить военную мощь Западной Германии, все, чтобы войска США обосновались в Европе всерьез и надолго.

У канцлера был железный аргумент: нужно всеми силами противостоять коммунистической заразе. В октябре 1950 года Аденауэр говорил: «Перед человечеством встал вопрос: сохранит ли человек достоинство и свободу, христианский образ мысли или над ним на долгие годы восторжествует дух тьмы, рабства, антихриста? Мы должны позаботиться об обороне, но сделать это так, чтобы милитаристский дух никогда больше не вернулся к немцам. И путь здесь один – включение немецкой армии в коллективные оборонительные силы западного мира». Нетрудно представить, как это воспринимали в СССР в те годы...

Факты европейской истории полувековой давности обретают сегодня живейшую актуальность. Так уж вышло, что появление книги совпало с новой войной в Ираке, придавшей новый смысл вопросу о месте России в мировой политике, о взаимоотношениях России, Европы и США, о взаимодействии демократии и тоталитаризма и том, способны ли народы без больших потерь преодолеть наследие тоталитаризма.

Опыт Аденауэра показывает, что лекарство существует. Это – христианская этика. Аденауэр в своем противостоянии с коммунизмом твердо стоял на христианской почве. С другой стороны, подлинным христианством для него был прежде всего католицизм. Восток был страной протестантов, материалистов, коммунистов и начинался совсем рядом – чуть ли не за Эльбой. В определении нового места Западной Германии – как моста между Востоком и Западом – это ощущение границы сыграло не последнюю роль. В итоге Аденауэр последовательно отвергал все инициативы Москвы по объединению Германии, полагая, что они направлены лишь к тому, чтобы воспрепятствовать объединению Запада перед лицом коммунистической угрозы.

Аденауэр стоял у истоков нынешней Европы – объединенной безнадежной конкуренцией с США и иррациональным страхом перед «Востоком». Диагноз ему был ясен еще в 1955 году, когда канцлер сказал Хрущеву: «Европа не может существовать, не объединившись. По сравнению с Соединенными Штатами и Советским Союзом мы, европейцы, – нули, экономически и политически неконкурентоспособны. Чтобы выжить, мы обязаны интегрироваться».

Объединительный процесс с тех пор не останавливается. Но России в нем места нет – как бы мы не надеялись. Страх еще владеет умами европейцев.




[Все книги]
[Главная]
[Тексты]
[Блог]



Биография Аденауэра



Rambler's Top100